Более 4500 компаний по всему миру в 2020 году обнародовали отчеты о своих выбросах парниковых газов. В их числе есть и крупные российские корпорации. Еще лет 30-40 назад о такой сознательности и мечтать не приходилось, а сегодня бизнес не только публично кается в своих экологических грехах, но даже называет конкретные сроки, за которые он обязуется их «отмолить» перед природой и обществом. Так, около 45% компаний, раскрывших данные о выбросах CO2, планируют их уменьшить уже к 2025 году, еще примерно 30% намерены успеть это к 2026-2040 годам. Остальные загадывают еще дальше.
Начало положено. Однако приходится признать, что многие финансисты, торговцы и айтишники пока только подходят к тому, чтобы начать прилагать хоть какие-то усилия к тому, чтобы нейтрализовать свое воздействие на окружающую среду. Не говоря уже о промышленных компаниях. Да, им априори сложнее, но это вовсе не означает, что они обречены быть неэкологичными в соответствии с новой «зеленой» этикой мировой экономики. А этика эта такова, что сегодня 75% инвесторов заинтересованы только в ответственном вложении средств с учетом ESG-рейтинга партнера; 94% ценных бумаг компаний, ориентированных на ESG, демонстрируют более высокую доходность. Так что закрывать глаза на экологическую повестку более не представляется возможным. И те, кто поймут это раньше, получат шанс первыми перейти на качественно новый уровень ведения бизнеса, а, следовательно, будут иметь преимущество перед конкурентами. Логика железная.
Этой логике уже не первый год следуют в «Норильском никеле». В условиях заявленного флагманами мировой экономики перехода к низкоуглеродному будущему, в качестве приоритетного варианта маркетирования своей продукции российский горнодобывающий гигант выбрал путь придания ей уникальных свойств, а именно — экологичности. Речь идет о снижении так называемого углеродного следа с целью снижения выброса парниковых газов. В ГМК абсолютно уверены, что уже завтра такого рода премиальный товар будет востребован больше, чем традиционный. Свои ожидания в «Норникеле» подкрепляют делом: в июне 2021 года компания выпустила первые 5000 тонн никеля с нулевым углеродным следом. Степень экологичности продукции ГМК позволяют отслеживать электронные платформы, которые дают возможность контролировать создание товара (скажем, того же никеля для аккумуляторов электромобилей) на каждой стадии производства – с момента добычи металла до его обогащения и рафинирования. До конца текущего года компания рассчитывает произвести до 10 тысяч тонн углеродно-нейтрального никеля. Если учесть, что цены на никель для производства батарей для электромобилей в этом году выросли почти на 20%, то становится очевидно, что расчеты «Норникеля» абсолютно точны.
«Зеленой» этике следуют и другие российские промышленные корпорации, для которых формулировка «социальная ответственность» — не пустой звук. Так, компания «Алроса» в 2019 году выделила на экологические цели 7,7 млрд рублей (около 3,2% от выручки) – это один из самых высоких показателей в стране. Более половины этой суммы направлена на сокращение отходов. Кроме того, реализованные экологические проекты привели к тому, что доля оборотного и повторного водоснабжения на предприятиях группы выросла до 55%. Не отстает от флагманов отечественной «зеленой экономики» и компания Polymetal: год назад этот производитель золота получил кредит от банка Societe Generale на 125 млн долларов для инвестиций в энергосберегающие технологии, системы безопасного водооборота и очистки «хвостов» производства. Компания «Сибур» начала выпуск зеленой ПЭТ-гранулы, в производстве которой используется переработанная пищевая упаковка, а «Татнефть» реализует программу по обеспечению углеродной нейтральности по всей цепочке стоимости. Помимо прочего, компания рассматривает проекты по использованию возобновляемых источников энергии, технологии улавливания и захоронения углекислого газа (CCUS).
Источник: