Музеи все чаще прибегают к цифровым технологиям, но это только начало пути — mashamult.ru

новости

Недавно Эрмитаж и маркетплейс Binance NFT договорились выпустить токенизированные произведения из собрания музея.

Для каждого произведения будут созданы два экземпляра NFT. Планируется, что один из них будут хранить в самом музее, а второй будет представлен на маркетплейсе. Продажи будут проведены в форме аукциона, а вырученные средства передадут Эрмитажу. Все цифровые копии картин подписаны генеральным директором Эрмитажа Михаилом Пиотровским.

В пресс-службе музея отметили, что основная идея проекта заключается в обеспечении нового уровня доступности коллекций Эрмитажа. Также культурное учреждение хочет подчеркнуть значимость цифровизации как нового этапа в мире коллекционирования произведений искусства.

Напомним, NFT – «неимитируемые» активы в цифровом мире, которые можно продавать, как и любую собственность, но не имеющие материальной формы. Таким образом, произведения искусства или дизайна можно токенизировать для создания цифрового сертификата собственности.

Начало пути

Председатель совета Фонда развития цифровой экономики Герман Клименко отметил, что серьезно заработать на продаже токенизированных произведений искусства не так просто, а вот повысить интерес и популярность музейных экспозиций – вполне.

Впрочем, мировой рынок NFT-токенов – это около миллиарда долларов, основу составляют произведения искусства.

«Везде возникают модные тренды, в данном случае такой тренд – NFT. Но по-настоящему это могло бы работать только при условии запрета на фотографирование в музее. Как вопрос об авторских правах на фотографию или фильм. А так – это тренд временный, который в будущем сменит что-то еще», – отмечает эксперт.

Он отметил, что ничего плохого в цифровой оболочке музеев нет. Конечно, можно говорить о ламповом экскурсоводе, который ответит на все ваши вопросы, но хороших экскурсоводов единицы. Например, использовать QR-код и быстро найти историю картины «Иван Грозный убивает сына» – это очень хорошо.

«В наш цифровой век ключевой фактор – сокращение времени на поиск информации. Человек заинтересовался той же картиной и тут же может получить через код всю информацию о ней. Еще один важный момент – оцифровка фондов музеев. В их запасниках множество экспонатов, их так много, что ряд из них зрители просто никогда не увидят, а если использовать цифровые технологии, эту проблему можно решить», – продолжает Герман Клименко.

По его словам, цифровые технологии можно эффективно применять в оценке качества работы музеев, следить за передвижением зрителей по виртуальной версии музея, чтобы проанализировать, какие экспонаты наиболее востребованы у посетителей.

«В свое время, когда появились телевизоры, все думали, что кинотеатры умрут. Ничего подобного. Кинотеатры живут и процветают, это просто отдельная среда. Так же люди ходят в музеи – впечатляться. Соответственно, виртуальные музеи, безусловно, нужны, – говорит Клименко. – При этом многие виртуальные музеи пытаются сделать кальку с реальных пространств музея, как будто в 3D ходите. Мне кажется, это не очень правильно. Надо искать другие форматы, более привычные интернет-пользователям. Это будет более востребовано, чем простое копирование помещений. Впрочем, мы еще только в начале этого пути».

Инструмент для новых форматов

Еще одним ярким примером цифровизации петербургских учреждений культуры стал центральный выставочный зал «Манеж», где открылась цифровая выставка New Nature. На выставке посетитель может воспользоваться несколькими диджитал-инструментами для взаимодействия с проектом и творчеством художников.

Как рассказали организаторы выставки, ежедневно экспозиция обновляется новым аудиовизуальным контентом. А на сайте помимо описания концепции проекта также можно найти интерактивную карту выставочного зала с представленными на выставке экспонатами и аннотациями к ним. Видеозаписи лекций, которые проходят в «Манеже» в рамках просветительской программы, плейлисты, прямые включения с экспозиции, бекстейдж и многое другое. Можно задать вопрос художникам.

Мобильное приложение Recycle Group открывает для посетителей доступ к дополненной реальности, позволяет разгадать скрытые коды и смыслы представленных на выставке арт-объектов. Внутри выставочного пространства «Манежа» на данном проекте отсутствуют печатные аннотации и этикетки, но рядом с каждым арт-объектом размещен QR-код, который ведет на соответствующую этикетку/аннотацию на сайте.

«Для современных авторов применение цифровых технологий в искусстве – это актуальный и уже достаточно распространенный способ художественного самовыражения и художественной коммуникации со зрителем. Так, на выставке New Nature посетители увидят сразу несколько инсталляций, созданных с применением искусственного интеллекта и нейросетей», – рассказали в «Манеже».

«На наш взгляд, использование цифровых технологий – это отличный инструмент для создания новых форматов для взаимодействия с искусством и преодоления барьеров, которые существовали раньше и стали только более явными в условиях пандемии. Так, например, новые технологии позволяют людям из других городов и регионов попасть на выставку, не выходя из дома. Это применимо и к людям с ограниченными возможностями здоровья, а также к возрастному поколению – наиболее уязвимым во время пандемии группам. Виртуальная реальность, цифровые продукты позволяют нашей команде взаимодействовать с этой аудиторией, не подвергая риску их здоровье», – пояснили организаторы выставки.

Они добавили, что дополненная реальность может продемонстрировать процессы, которые невозможно воспроизвести в физическом пространстве музея (например, показать процесс реставрации картины или создать голограмму Ван Гога). А также позволяет создавать дополнительный развлекательный контент для детской и подростковой аудитории – поколений, для которых использование гаджетов – это абсолютно естественный и неотъемлемый процесс их жизни.

Источник: spbdnevnik.ru

Добавить комментарий