Логопедические домашние задания 7 лет. Упражнение «Закончи предложения нужными словами» — mashamult.ru

новости

Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР
Альбом 4
Теремкова Н.Э.
— 2008.

Данный комплект предназначен для детей 5-7 лет с ОНР и состоит из четырех альбомов с логопедическими домашними заданиями по различным лексическим темам. Работа с альбомами рассчитана на три периода обучения в ДОУ.
На практическом материале лексических тем у ребенка происходит накопление и обогащение словарного запаса, развиваются навыки связной речи и совершенствуются психические процессы (внимание, память, мышление). Также происходит постепенное преодоление нарушений грамматического строя речи. Многолетний опыт работы с детьми логопедической группы доказывает эффективность такого рода домашних заданий.

Цель данного пособия — помочь логопеду спланировать коррекционную работу и привлечь родителей и воспитателей к выполнению несложных домашних заданий с детьми. Таким образом происходит закрепление полученных на фронтальных занятиях знаний, умений и навыков.
Каждую неделю логопед информирует о названии лексической темы и отмечает сроки ее изучения на фронтальных занятиях. В течение этой недели родители и воспитатели по заданию логопеда дозированно занимаются с ребенком по альбому. В начале следующей недели логопед на индивидуальных занятиях проверяет выполнение домашнего задания, отмечая усвоение лексико-грамматического материала по теме и обсуждая с воспитателями группы характерные для каждого ребенка ошибки. Это позволяет оценить эффективность проделанной и наметить план дальнейшей коррекционной работы.
Выполняя предложенные в альбомах упражнения с опорой на картинки:
— родители получают более доступную информацию о том, что должен знать и уметь их ребенок по каждой теме;
— дети имеют возможность в игровой форме выполнять задания в альбоме под руководством взрослого.
Преимущество этих альбомов состоит в том, что родителям не нужно переписывать домашние задания логопеда, подбирать картинки, рисовать или наклеивать их в тетрадь, Красочные иллюстрации помогают поддерживать интерес ребенка к занятиям. Все это способствует преодолению лексико-грамматических нарушений и развитию навыков связной речи ребенка.
Система упражнений, предложенная в данных альбомах, основана на принципе постепенного усложнения заданий. В процессе работы дети овладевают различными речевыми умениями и навыками, переносят их в свободное речевое общение. Таким образом у детей улучшается речь, исчезают проявления общего недоразвития речи.
Пособие адресовано логопедам, воспитателям логопедических групп и родителям детей с речевыми нарушениями.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:

Скачать книгу Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР — Альбом 4 — Теремкова Н.Э. — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Н. Э. Теремкова
Данное пособие предназначено для детей 5-7 лет с ОНР (общее недоразвитие речи). В нём Вы найдёте домашние задания по различным лексическим темам. Задания направлены на увеличение словарного запаса, развитие навыков связной речи, внимания, памяти, мышления.

Фрукты
Овощи
Сад-огород
Деревья
Ягоды
Грибы
Осень
Человек
Игрушки
Посуда

Примеры заданий

Игра «Жадина»
: представь, что это твои фрукты. Ответь на вопросы: Чей это апельсин? (Мой апельсин.) И т.д.

Упражнение «Расскажи-ка!»
: Составь рассказ о фруктах по предложенному наглядному плану (Цвет – форма — вкус)

Упражнение «Из чего – какой?»
: Обведи пунктирные линии и назови, из каких фруктов и что приготовила мама. Какой это сок (варенье, пирог, компот)? (Яблочный пирог, грушевый сок)

Упражнение «Поварёнок»
: Расскажи, что нужно сделать, чтобы приготовить суп? (Овощи моют, чистят, режут, варят.) Сок? Пюре?

Упражнение «Отгадай загадки, нарисуй отгадки».

Упражнение «Помоги Незнайке»
: исправь Незнайкины ошибки.

Упражнение «Послушай, запомни и назови»
: Послушай стихотворение. Запомни и назови, какие овощи росли в огороде.

Упражнение «Закончи предложения нужными словами»
.

Упражнение «Скажи наоборот»
.

Упражнение «С какого дерева лист, веточка?»
: Раскрась расположенные выше листья и веточки. Проведи лини от каждого из них к соответствующему дереву. Назови, какие это листья и веточки.

Издатель: Гном
Год издания:2008
Язык: русский
Возраст: 5-7 лет

Данный комплект предназначен для детей 5-7 лет с ОНР и состоит из четырех альбомов с логопедическими домашними заданиями по различным лексическим темам. Работа с альбомами рассчитана на три периода обучения в ДОУ.

Цель данного пособия — помочь логопеду спланировать коррекционную работу и привлечь родителей и воспитателей к выполнению несложных домашних заданий с детьми. Таким образом, происходит закрепление полученных на фронтальных занятиях знаний, умений и навыков.

Система упражнений, предложенная в данных альбомах, основана на принципе постепенного усложнения заданий. В процессе работы дети овладевают различными речевыми умениями и навыками, переносят их в свободное речевое общение. Таким образом, у детей улучшается речь, исчезают проявления общего недоразвития речи.
Пособие адресовано логопедам, воспитателям логопедических групп и родителям детей с речевыми нарушениями.

Скачать Теремкова Н. Э. «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1. Часть 1» Теремкова Н. Э. «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1. Часть 1»

Скачать Теремкова Н. Э. «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1. Часть 2» Теремкова Н. Э. «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1. Часть 2»

Скачать Теремкова Н. Э. «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 2» Теремкова Н. Э. «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 2»

Скачать Теремкова Н. Э. «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 3» Теремкова Н. Э. «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 3»

Скачать Теремкова Н. Э. «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 4» Теремкова Н. Э. «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 4»

Примеры

Тема: ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ

1. Посетить гастроном вместе с ребенком и познакомить его с названиями различныхпродуктов. Закрепить в словаре обобщающее понятие «продукты питания».
2. Познакомить ребенка с названиями отделов продуктового магазина (молочный, мясной, бакалейный, овощной, рыбный).
3. Рассмотри картинки. Соедини муку с продуктами из нее желтыми линиями, молоко с продуктами из него — синими, мясо с продуктами из него — красными. Какие это продукты? (Мучные, молочные, мясные.)
4. Упражнение «Жадина»: Представь, что это твои продукты. Назови каждый продукт, используя слова «мой», «моя», «моё», «мои». (Мой сыр. Моя булочка. Моё молоко. Мои сосиски.)
5. Упражнение «Помоги повару»: Выбери и обведи в кружок те предметы, которые потребуются повару для приготовления пищи.
6. Упражнение «Четвертый лишний»: Послушай слова и назови лишнее слово. Объясни, почему оно лишнее.
Тарелка, вилка, хлеб, нож. Вафли, чашка, баранка, сухари. Творог, сыр, йогурт, колбаса.

(У меня дома есть машинка, …)

2. Из чего сделана эта игрушка?

— Железная машинка сделана из железа.

— Деревянная матрёшка сделана из …

— Резиновый мяч сделан из …

— Пластмассовая лопатка сделана из …

3. Игра «один — много»

один кубик — много кубиков

одна кукла — много …

одна машинка — много …

один мяч — много…

4. «Назови ласково»

мяч — мячик матрёшка — …

кукла — … машина — …

«Не обижен, а надут.

Его по полу ведут». (…)

Выучить стихотворение:

«Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Всё равно его не брошу,

Потому что он хороший».

ОСЕНЬ. ПРИЗНАКИ ОСЕНИ.

(II
подгруппа)

1.Закончить предложение словом во множественном числе:

Пришла золотая осень.

Ветер раскачивает …

На деревьях пожелтели …

На небе много …

Очень часто моросят …

После дождя много …

2.«Что делает? Что делают?»

Осень что делает? (приходит, наступает)

Ветер осенью что делает?

Листья осенью что делают?

Тучи на небе что делают?

3.«Какая? Какое? Какие?»

Осень какая? (золотая, ранняя, прохладная, тёплая, поздняя, разноцветная, холодная…)

Листья осенью какие?

Небо осенью какое?

Ветер осенью какой?

4.«Сосчитай до 5 »

Одна лужа, две лужи, три … четыре … пять ….

Одна туча, две … три … четыре … пять …

5.Выучить стихотворение «Осень»

«Ходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди, и нет просвета,

Затерялось где-то лето!»

ОВОЩИ

(II
подгруппа)

Ответить на вопрос:

Что такое овощи?

Где растут овощи?

«Какой? Какая?» (перечислить признаки)

Лук какой? (круглый, твёрдый, гладкий, жёлтый снаружи, белый внутри, сочный, горький, полезный, злой)

Огурец какой?

Морковь какая?

Помидор какой?

Картофель какой?

Какие овощи любят много «одёжек»?

Много «одёжек» любят …

«Что можно делать?» (перечислить действия)

С картофелем? (сажать, пропалывать, окучивать, выкапывать, чистить, резать, жарить, варить)

С помидором?

С капустой?

«Зимние заготовки»

Нарисовать в тетради банку, в банке маринованные овощи: помидоры или огурцы.

Выучить стихотворение:

«В руки овощи берём,

В два ряда на стол кладём:

Лук, морковка, кабачок,

Помидор, горох, лучок».

ФРУКТЫ

(II
подгруппа)

1.Ответь на вопросы:

— Яблоко, апельсин, груша, банан — что это?

— Где растут фрукты?

— Когда убирают фрукты?

— Что из фруктов можно приготовить?

2.Игра «У меня, а у вас…».

У меня лимон, а у вас … (лимоны)

У меня груша, а у вас …

У меня банан, а у вас …

У меня яблоко, а у вас …

У меня персик, а у вас …

3.«Великан и Гномик»

У Великана в саду апельсин, а у Гномика — апельсинчик

У Великана в саду мандарин, а у Гномика …

У Великана в саду банан, а у Гномика …

У Великана в саду яблоко, а у Гномика …

4.«Сосчитай до 5»

Одна слива, две сливы, три … четыре … пять …

Один банан, два банана, три … четыре … пять …

5.Выучить стихотворение:

«Овощи и фрукты —

Вкусные продукты.

В огороде и в саду

Для еды я их найду»

ДЕРЕВЬЯ ОСЕНЬЮ

(II
подгруппа)

«Ответь на вопросы»

Берёза, клён, осина, липа — что это?

Какие ещё деревья ты знаешь? (перечислить)

Какого цвета были листья на деревьях летом?

Какого цвета стали листья на деревьях осенью?

«Сравни»

Дуб большой, а рябина …(какая?)

У дуба ствол толстый, а у берёзы …

Сосна высокая, а куст …

У берёзы листья, а у ёлки …

«У дома и в лесу»

У дома растёт клён, а в лесу растут
… (клёны
)

У дома растёт берёза, а в лесу растут …

У дома растёт дуб, а в лесу растут …

У дома растёт ёлка, а в лесу растут …

«Сосчитай до 5»

(при счёте загибать по одному пальчику)

одна сосна, две … три … четыре … пять …

один дуб, два … три … четыре … пять …

Отгадай загадку, нарисуй отгадку:

«Зимой и летом одним цветом»

ЯГОДЫ

(II
подгруппа)

1.«Одна ягода — много ягод»

Одна клубника, много клубники

Одна черника, много …

Одна ежевика, много …

Одна брусника, много …

Одна клюква, много …

Одна малина, много …

2.«Сосчитай до 5»

Одна клубника, две … , три … , четыре … , пять …

3.«Какая ягода крупнее?»

Клубника или земляника?

Белая смородина или крыжовник?

4.«Сладкая, горькая или кислая?»

Малина на вкус какая? …

Клубника на вкус какая?

Клюква на вкус какая?

Крыжовник на вкус какой?

Брусника на вкус какая?

5.«Где растут ягоды?»

Малина растёт в саду и в лесу.

Клубника растёт в …

Ежевика растёт в …

Клюква растёт на …

Смородина растёт в …

ЛЕС. ГРИБЫ

(II
подгруппа)

1.«Продолжить предложение»

Мы пошли в лес за опятами, маслятами …

2. «Один — много»

Один белый гриб — много белых грибов

Одна лисичка — много …

Одна волнушка — много …

Одна сыроежка — много …

Один мухомор — много …

Один груздь — много …

3. «Что можно сделать с грибами?»

Грибы можно сорвать, срезать, …

4.«Назови ласково»

Боровик — боровичок

Моховик — …

Сыроежка — …

Пень — …

Лес — …

Лукошко — …

5.Отгадай и выучи загадку, нарисуй ответ.

«Не обут он никогда,

Но без шляпки — никуда!»

ОДЕЖДА И ОБУВЬ

(II
подгруппа)

1.«Что лишнее и почему?»

Куртка, шапка, сапоги, шарф;

Туфли, тапки, кроссовки, шуба.

2.«Одежда или обувь?»

Распределить предметы по назначению: туфли, кеды, халат, босоножки, платье, валенки, шуба, шарф, сапоги, куртка, шорты, футболка, кроссовки, брюки, свитер.

ОДЕЖДА: ОБУВЬ:

… …

3.«Скажи наоборот»

взрослая одежда — … (детская одежда)

большие сапоги — …

чистые туфли — …

длинный шарф — …

сухие перчатки — …

4.«У меня — у вас»

У меня рубашка, а у вас рубашки.

У меня куртка, а у вас …

У меня майка, а у вас …

У меня платье, а у вас …

У меня шарф, а у вас …

У меня плащ, а у вас …

ПОСУДА

(II
подгруппа)

1.«У какого предмета посуды есть это?»

Носик есть у …

Дырочки есть у …

Крышка есть у …

Одна ручка есть у …

Две ручки есть у …

Лезвие есть у …

Четыре зуба есть у …

2.«Что лишнее и почему?»

Кастрюля, ложка, суп, тарелка.

Нож, вилка, сковорода, мясо.

3.«Сосчитай до 5»

Один стакан, два …, три …, четыре …, пять …

Одна миска, две …, три …, четыре …, пять …

Одно ведро, два …, три …, четыре …, пять …

4.«Сравни чашку и стакан» (по наглядности)

Чашка с ручкой, а стакан …

Чашка низкая, а стакан …

Чашка широкая, а стакан …

Чашка фарфоровая, а стакан …

Чашка для чая, а стакан для …

5.Отгадай загадку, нарисуй отгадку:

«Из горячего колодца через нос водица льётся».

ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ

(II
подгруппа)

«Что из чего делают?»

сыр делают из … (молока)

сливочное масло делают из …

сметану делают из …

хлеб делают из …

котлеты делают из …

борщ готовят из …

«Великан и Гномик»

Великан варит суп, а Гномик варит … (супчик)

Великан печёт пирог, а Гномик печёт …

Великан жарит котлету, а Гномик жарит …

Великан ест конфету, а Гномик ест …

«Сосчитай до 5»

одна котлета, две котлеты, три …, четыре …, пять …

один пирог, два пирога, три …, четыре …, пять …

«Что делали с этим продуктом?»

жареный картофель — картофель жарили

мороженая клюква — …

солёная рыба — …

копчёная рыба — …

квашеная капуста — …

отварные овощи — …

отбивное мясо — …

ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ

(II
подгруппа)

«Назови ласково»

птенец — птенчик

перо — …

голова — …

шея — …

крыло — …

клюв — …

«Один — много»

он грач — они грачи — много грачей

он стриж — они … — много …

он аист — они … — много …

он скворец — они … — много …

он журавль — они … — много …

он соловей — они … — много …

она ласточка — они … — много …

она кукушка — они … — много …

«Кто лишний и почему?»

Ласточка, кукушка, попугай, соловей

Журавль, аист, цапля, курица

«Кто как кричит?»

Утка: «Кря — кря» — крякает

Грач: «Кра — кра» — …

Ласточка: «Чиф — чиф» — …

Кукушка: «Ку — ку» — …

Журавль: «Курлы — курлы» — …

«Отгадай и выучи загадку»

«Эта птица никогда для птенцов не вьёт гнезда»

ЗИМА. ПРИЗНАКИ ЗИМЫ.

(II
подгруппа)

«Ответь на вопросы»

— Какое сейчас время года?

— Какая бывает зима? (злая, …)

— Каким бывает снег? (мягкий, …)

— Что могут делать снежинки? (летать, …)

«Где это бывает?» Учим детей отвечать на вопрос полным предложением.

— Где лежит снежинка? (Снежинка лежит на земле.)

— Где висит сосулька?

— Где замёрз лёд?

— Где катаются дети?

— Где слепили снеговика?

«Скажи со словом нет
»

зима — нет зимы

снег — нет …

мороз — нет …

метель — нет …

лёд — нет …

«Сосчитай до пяти»

Одна снежинка, две снежинки, три … четыре … пять..

Один снеговик, два снеговика, три … четыре … пять …

Выучить стихотворение:

«На ветках снега бахрома,

Трещит мороз, пришла зима!»

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЁНЫШИ

(II
подгруппа)

«Назови жилище животного»

Лиса живёт в … (норе).

Медведь спит зимой в ….

Ёжик залез на зиму в … .

Белка сидит в ….

Зайчик дрожит под ….

Волк сидит в … (логове).

«Кто кем будет?»

Ежонок будет ежом.

Лисёнок будет ….

Волчонок будет ….

Медвежонок будет ….

Зайчонок будет ….

Лосёнок будет ….

Сравни этих животных:

Заяц маленький, а медведь …

У зайца хвостик короткий, а у волка …

У зайца уши длинные, а у лисы …

Заяц мягкий, а ёж …

У лисы лапы, а у лося …

Составь рассказ «Дикое животное нашего леса»

Кто это?

— Назови части тела животного.

— Чем питается?

— Кто детёныши?

— Как называется его «дом»?

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЁНЫШИ

(II
подгруппа)

«Кто кем был?»

Собака была щенком.

Лошадь была …

Корова была …

Свинья была …

Кошка была …

«Назови детёныша ласково»

котёнок — котёночек

щенок — …

поросёнок — …

козлёнок — …

телёнок — …

«Какое животное так разговаривает?»

лает — …, ржёт — …, мычит — …, блеет — …, хрюкает — …

«Кто (что) лишний и почему?»

Конь, баран, копыто, бык.

Овца, коза, корова, лось.

«Отгадай и выучи загадку»

«У порога плачет,

Коготочки прячет.

Тихо в комнату войдёт,

Замурлычет, запоёт».

ДИКИЕ ПТИЦЫ

(II
подгруппа)

«Здесь — там»

Здесь — синица, там — синицы, много синиц

Здесь — голубь, там … много …

Здесь — сорока, там … много …

Здесь — сова, там … много …

Здесь — ворона, там … много …

Здесь — воробей, там … много …

Здесь — снегирь, там … много …

Сосчитай до пяти»

Один снегирь, два … пять …

Одна ворона, две … пять …

«Кто лишний и почему?»

Ворона, воробей, ласточка, снегирь.

Скворец, соловей, журавль, сорока.

«Человек — животные — птицы»

У человека — дети, а у птицы — птенцы.

У человека — нос, а у птицы — к…

У животных — шерсть, а у птиц — п…

У кошки — лапы, а у птицы — н …

«Отгадай и выучи загадку»

Проглотил червячка,

Попил воды из родничка.

По лужайке скок да прыг:

«Чик — чи — рик, чик — чи — рик!!!»

НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК

(II
подгруппа)

1.«Ответь на вопросы»

Дед Мороз едет к нам, на чём он едет?

С кем едет Дед Мороз?

С чем он едет? Что везёт?

Зачем он едет к нам?

2.«Исправь ошибки Незнайки»

Маска надела Машу.

Ёлка пляшет возле Снегурочки.

Ёлка зажглась на лампочках.

Дед Мороз принёс подарки с мешками.

3.«Великан и Гномик»

У Великана снег, а у Гномика снежок.

У Великана ёлка, а у Гномика …

У Великана на ёлке шары, а у Гномика на ёлочке …

У Великана на ёлке звезда, а у Гномика на ёлочке …

У Великана сани, а у Гномика …

4.«Что лишнее, кто лишний и почему?»

Лыжи, санки, велосипед, коньки

Снеговик, Дед Мороз, Дюймовочка, Снегурочка

5.Нарисуй ёлку и шары на ней

6.Выучи стихотворение:

«К нам на ёлку, ой — ой — ой,

Дед Мороз пришёл большой!

Дед Мороз, Дед Мороз —

Он подарки нам принёс!»

ЧЕЛОВЕК. ЧАСТИ ТЕЛА

(II
подгруппа)

Игра «Один — много»

Лоб — лбы локоть — …

Рот — … ухо — …

Нос — … щека — …

Бровь — … палец — …

Рука — … нога — …

«Исправь ошибку Незнайки и скажи правильно»

Руками прыгают, а ногами трогают.

Глазами нюхают, а носом смотрят.

Ушами едят, а ртом слушают.

Ногами хлопают, а руками топают.

Ногтями берут, а руками царапают.

Игра «Он и я»

Он ест — я ем; Он спит — я …

Он идёт — я … Он нюхает — я …

Он пьёт — я … Он играет — я …

Ответь на вопросы:

Сколько у тебя ног (рук, пальцев на 1-й руке, на двух руках; на 1-й ноге, на двух ногах; сколько глаз, ушей, носов, волос)?

НАША СЕМЬЯ

(II
подгруппа)

Ответь на вопрос: «С кем ты живёшь?»

Я живу с …

«Назови ласково»

мама — мамочка дочь — …

папа — … сын — …

баба — … внук — …

дед — … внучка — …

брат — … сестра — …

Игра «Мой, моя, мои»

Чья мама? Мама моя.

Чья бабушка? …

Чей дедушка? …

Чьи родители? …

Чей братик? …

Чья сестрёнка? …

«Исправь Незнайку и скажи правильно»

Мама старше бабушки.

Папа младше сына.

Дедушка младше папы.

Дочь старше мамы.

Внучка старше бабушки.

Дедушка младше внука.

ПРОФЕССИИ: ПОЧТАЛЬОН, ПОВАР

(II
подгруппа)

«Кто что делает?»

Почтальон — …

Повар — …

Воспитатель — …

Врач — …

Водитель — …

«Кому это нужно для работы?»

Газеты, письма, журналы — …

Кастрюли, поварёшки, сковородки — …

Градусник, шприц, шпатель — …

Автобус, автомобиль — …

«Исправь ошибки Незнайки и скажи правильно»

Водитель лечит, а врач водит автобус.

Повар разносит газеты, а почтальон варит суп.

«Один — много»

Повар — много …

Почтальон — много …

Врач — много …

Водитель — много …

Воспитатель — много …

«Сосчитай до 5»

Один повар, два …, три …, четыре …, пять …

Один почтальон, два …, три …, четыре …, пять …

ИНСТРУМЕНТЫ

(II
подгруппа)

Как называется дом:

Из блоков — … (блочный)

Из кирпича — …

Из дерева — …

Если много этажей — …

Если один этаж — …

Игра «Великан и Гномик»

У Великана молоток, а у Гномика … (молоточек)

У Великана гвоздь, а у Гномика …

У Великана топор, а у Гномика …

У Великана лопата, а у Гномика …

Какое слово лишнее и почему?

Маляр, кисть, молоток, отвёртка

Стекольщик, каменщик, рубанок, сантехник

Мастерок, молоток, рубанок, шпри

Выучить стихотворение:

«Молотком и топором

Строим, строим новый дом.

В доме много этажей,

Много взрослых и детей»

МЕБЕЛЬ

(II
подгруппа)

1.«Один — много»

Стол — столы — много столов

Диван — … много …

Шкаф — … много …

Кресло — … много …

Стул — … много …

Кровать — … много …

2.«Без чего не бывает?»

Стола не бывает без крышки

Стула не бывает без …

Шкафа не бывает без …

Кресла не бывает без …

Дивана не бывает без …

Комода не бывает без …

3.«Великан и Гномик»

У Великана стол, а у Гномика …

У Великана кровать, а у Гномика …

У Великана шкаф, а у Гномика …

У Великана диван, а у Гномика …

У Великана стул, а у Гномика …

4.Выучить стихотворение:

«Раз, два, три, четыре, пять,

Кресло, стул, диван, кушетка,

Полка, шкаф, кровать, банкетка»

ТРАНСПОРТ.

ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.

(II
подгруппа)

Назови, что может:

Летать — …

Ездить — …

Плавать — …

Скажи наоборот:

Отъехал от дома — подъехал к дому

Въехал на горку — …

Выехал из гаража — …

Улетел на самолёте — …

Уплыл на катере — …

Что лишнее и почему?

Самолёт, вертолёт, орёл, ракета.

Трамвай, троллейбус, остановка, автобус.

Выучи стихотворение:

«Если свет зажёгся красный —

Значит, двигаться опасно!

Жёлтый свет — ты подожди,

А зелёный — проходи!»

НАША АРМИЯ

(II
подгруппа)

Как называется человек, который:

Летает на вертолёте — вертолётчик

Ездит в танке — …

Служит в пехоте — …

Прыгает с парашютом — …

Служит на подводной лодке — …

Летает на самолёте — …

«Один — много»

солдат — солдаты — много солдат

боец — … много …

лётчик — … много …

танкист — … много …

подводник — … много …

«Кому это нужно для службы?»

Автомат нужен …

Собака нужна …

Парашют нужен …

Танк нужен …

Самолёт нужен …

«Что лишнее и почему?»

Пистолет, удочка, винтовка, ружьё

Отгадай загадку, нарисуй отгадку.

«Не трактор, а с гусеницами.

Не крепость, а с башней,

Не ружьё, а с дулом»

МАМИН ПРАЗДНИК

( II
подгруппа)

Как называется «Мамин праздник»?

Этот праздник зимний или весенний?

Расскажи, какая твоя мама.

Моя мама родная, … (продолжить перечисление).

Отгадай загадку:

«Чьи волосы снега белее,

А руки в морщинках, сухи?

Кого я люблю и жалею,

О ком сочинил я стихи?»

Расскажи, как ты помогаешь маме, бабушке.
Кто старше:

— Бабушка или мама?

— Дочка или мама?

— Бабушка или внучка?

Расскажи о своей маме по плану:

Как зовут твою маму?

— Сколько лет твоей маме?

— Где работает твоя мама?

— Кем работает твоя мама?

— Что любит делать мама дома?

ВЕСНА. ПРИЗНАКИ ВЕСНЫ.

(II
подгруппа)

«Времена года». Закончить предложения.

Наступила тёплая … .

А была холодная … .

После весны придёт жаркое … .

А потом наступит прохладная … .

После осени придёт холодная … .

«Ответь правильно». Отвечать полным предложением.

Весной солнце греет или морозит?

Весной снег тает или застывает?

Весной ручьи текут или стоят?

Весной травка зеленеет или вянет?

Весной жучки просыпаются или прячутся?

Весной дети катаются на самокате или снегокате?

Весной люди носят шубы или куртки?

«Цвета весны». Отвечать полным предложением. Нарисовать картинки.

Весной солнышко какое? Весной солнышко …

Весной небо какое? Весной небо …

Весной травка какая? Весной травка …

Сосчитай цветы до пяти.

Один подснежник, два … , три … , четыре …, пять …

Одна мимоза, две …, три …, четыре …, пять …

Выучить стихотворение

«Всю ночь капелям не до сна.

Растаял снег — пришла весна!».

РЫБЫ

(II
подгруппа)

Назови 5 рыб, которых ты знаешь

Я знаю пять рыб: …

Где живут рыбы?

Рыбы живут в морях, …

Назови части тела рыбы

У рыбы есть голова, …

Назови блюдо из рыбы

Суп из рыбы — это рыбный суп (уха)

Котлеты из рыбы — это …

Запеканка из рыбы — это …

Консервы из рыбы — это …

Какая это рыба?

Рыбу законсервировали — это консервированная рыба

Рыбу поджарили — это …

Рыбу сварили — это …

Рыбу подкоптили — это …

Рыбу засолили — это …

Сосчитай рыб до пяти.

Одна щука, две … три … четыре … пять …

Один окунь, два … три … четыре … пять …

Одна акула, две … три … четыре … пять …

Один карась, два … три … четыре … пять …

РАСТЕНИЯ

(II
подгруппа)

Назови комнатные растения, которые ты знаешь. Почему они так называются: «комнатные растения»?
Назови части растения.

У растения есть корень, …

Игра «Один — много»

Фикус — фикусы — много фикусов

Фиалка — … много …

Корень — … много …

Ствол — … много …

Лист — … много …

Бутон — … много …

«Сосчитай до пяти»

Одна фиалка, две … три … четыре … пять …

Один фикус, два … три … четыре … пять …

Игра «Великан и Гномик»

У Великана цветок, а у Гномика … (цветочек)

У Великана корень, а у Гномика …

У Великана лист, а у Гномика …

У Великана бутон, а у Гномика …

У Великана фиалка, а у Гномика …

Отгадай загадку, нарисуй отгадку

«Ёжик странный у Егорки —

На окне сидит в ведёрке.

День и ночь он дремлет,

Спрятав ножки в землю»

ХЛЕБ

(II
подгруппа)

Назови хлебобулочные изделия.

Хлебобулочные изделия — это батон, …

Игра «Один — много»

Батон — батоны — много батонов

Пряник — … много …

Бублик — … много …

Пирожок — … много …

Калач — … много …

Сухарь — … много …

Ватрушка — … много …

Что лишнее и почему?

Батон, буханка, масло, булка

Сушка, сухарик, печенье, кефир

Выучить стихотворение:

«Бублик, баранку,

Батон и буханку

Пекарь из теста

Испёк спозаранку».

КОСМОС

(II
подгруппа)

Ответь на вопросы:

Кто летает в космос?

Что надевает космонавт?

На чём летают в космос?

Что есть в космосе?

Игра «Один — много»

Ракета — ракеты — много ракет

Планета — … много …

Комета — … много …

Звезда — … много …

Спутник — … много …

«Сосчитай до 5»

Одна ракета, две … три … четыре … пять …

Один спутник, два … три … четыре … пять …

Закончи предложения и сделай рисунки.

«Утром выглянем в оконце —

нам навстречу светит …»

«Ночью светит нам она,

Белолицая …»

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

(II
подгруппа)

Назови одним общим словом.

Гитара, пианино, балалайка, скрипка, труба, баян, барабан, рояль — это (что?) …

Игра «У меня есть, а у тебя нет»

У меня есть гитара, а у тебя нет гитары

У меня есть барабан, а у тебя нет …

У меня есть баян, а у тебя нет …

У меня есть скрипка, а у тебя нет …

У меня есть балалайка, а у тебя нет …

Игра «Великан и Гномик»

У Великана балалайка, а у Гномика … (балалаечка)

У Великана скрипка, а у Гномика …

У Великана дудка, а у Гномика …

У Великана барабан, а у Гномика …

«Сосчитай до 5»

Одна скрипка, две … три … четыре … пять …

Один рояль, два … три … четыре … пять …

Запомнить: одно пианино, два пианино, три пианино, … пять пианино (не склоняется)

НАШ ПОСЁЛОК. АДРЕС.

(II
подгруппа)

«Где ты живёшь?»

Как называется посёлок, в котором ты живёшь?

Что есть в нашем посёлке, назови.

Назови свой адрес (улицу, номер дома и квартиры).

Игра «Здесь и там»

Здесь дом, а там дома

Здесь улица, а там …

Здесь магазин, а там …

Здесь аптека, а там …

Здесь площадь, а там …

«Скажи наоборот»

У Гномика дом низкий, а у Великана дом высокий.

У Гномика улица узкая, а у Великана улица …

У Гномика дом маленький, а у Великана дом …

У Гномика балкон короткий, а у Великана балкон …

У Гномика комната светлая, а у Великана комната …

«Великан и Гномик»

У Великан дом, а у Гномика домик.

У Великана магазин, а у Гномика …

У Великана рынок, а у Гномика …

У Великана больница, а у Гномика …

«Сосчитай до 5»

Один магазин, два … три … четыре … пять …

Одна улица, две … три … четыре … пять …

Нарисуй свой дом

ДЕНЬ ПОБЕДЫ!

(II
подгруппа)

Закончить предложения:

Все поздравляют ветеранов с …

В этот день ветеранам дарят …

Люди идут возлагать цветы к …

У Вечного огня уже лежит много …

На Красной площади проходит …

«Здесь и там»

Здесь солдат, а там солдаты

Здесь воин, а там …

Здесь ветеран, а там …

Здесь герой, а там …

Закончи слова:

Наши герои сме…, отваж…, силь…, бесстраш…, решитель…, ум…, храб…

Что делали наши ветераны?

Во время Великой Отечественной войны наши ветераны воева …, Родину защища …, сража…, с врагом би…, в боях погиба …

«Сосчитай до 5»

Один орден, два … три … четыре … пять …

Одна медаль, две … три … четыре … пять …

Одна награда, две … три … четыре … пять…

ТРУД ЛЮДЕЙ ВЕСНОЙ

(II
подгруппа)

Что растёт в саду? Что растёт в огороде? Что растёт на клумбе?

В саду растут …

В огороде растут …

На клумбе растут …

Что нужно делать весной в огороде, в саду?

Весной в огороде нужно грядки ко…, землю удоб…, семена се…, рассаду са…

В саду нужно деревья и кусты обре…, поли …, деревья бе…

«Здесь и там»

Здесь клумба, а там …

Здесь теплица, а там …

Здесь огород, а там …

Здесь сад, а …

Здесь грядка, а там …

«Великан и Гномик»

У Великана сад, а у Гномика …

У Великана огород, а у Гномика …

У Великана парник, а у Гномика …

У Великана грядка, а у Гномика …

У Великана теплица, а у Гномика …

«Сосчитай до 5»

Одна грядка, две … три … четыре … пять …

Один огород, два … три … четыре … пять …

ЛЕТО. ПРИЗНАКИ ЛЕТА.

(II
подгруппа)

1.Закончить предложения.

Наступило долгожданное …

На небе ярко светит … На улице стало …

Деревья стали … На них много …

Летают … По земле ползают …

Весело щебечут … Дети купаются в … , катаются на … Люди носят платья, …

2.«Скажи наоборот»

Зимой холодно, а летом …

Зимой катаются на санках, а летом — на …

Зимой делают крепость из снега, а летом — из …

Зимой идёт снег, а летом идёт …

Зимой дует холодный ветер, а летом — …

Зимой шубы надевают, а летом шубы …

3.«Составь предложения»

Вырос, поляне, на, василёк.

Купаются, реке, дети, в.

На, села, бабочка, цветок.

4.«Какое слово длиннее?»

июнь — август

мак — ромашка

роза — колокольчик

дуб — берёза

5.Выучить стихотворение

«Всё вокруг зазеленело,

Заалело и запело!»

НАСЕКОМЫЕ

(II
подгруппа)

Назови одним словом.

Жук, стрекоза, муравей, комар, оса, пчела, муха, гусеница — это …

Назови части тела насекомого.

У насекомого есть голова, брю… , уси … , кры …, шесть …

«Великан и Гномик»

У Великана комар, а у Гномика …

У Великана пчела, а у Гномика …

У Великана жук, а у Гномика …

Как называется дом этого насекомого?

У пчелы дом называется …

У осы дом называется …

У муравья дом называется …

Отгадай загадки, нарисуй отгадки:

«Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел —

Он вспорхнул и улетел»

«Домовитая хозяйка

Полетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком —

Он поделится медком».

ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН

(I
I
подгруппа)

«Закончи слова»

В жарких странах живут сло …, кро …, бе …, зе …, обе …,

лео …, ти …, жи …, вер …, носо …, чере …, кен ….

«Скажи правильно»

Кто быстрее черепаха или кобра?

Кто тяжелее крокодил или кенгуру?

Кто сильнее тигр или зебра?

Кто больше слон или лев?

Кто выше жираф или тигр?

«Что у кого?»

Слон и лев. У кого хобот, а у кого грива?

Жираф и крокодил. У кого клыки, а у кого пятна?

Бегемот и верблюд. У кого огромная пасть, а у кого два горба?

Черепаха и леопард. У кого шкура, а у кого панцирь?

Кенгуру и носорог. У кого на животе сумка, а у кого на носу рог?

«Отгадай загадку, нарисуй отгадку»

В реках Африки живёт

Злой, зелёный пароход.

И кто в речку угодил —

Всех проглотит …

БЫТОВАЯ ТЕХНИКА

(II подгруппа)

Ответь на вопросы

Что служит питанием для электроприборов?

Откуда поступает электричество в дома?

Где в доме электричество?

Почему нельзя трогать розетки?

«Великан и Гномик»

У Великана пылесос, а у Гномика … (пылесосик)

У Великана торшер, а у Гномика …

У Великана лампа, а у Гномика …

У Великана холодильник, а у Гномика …

У Великана утюг, а у Гномика …

У Великана магнитофон, а у Гномика …

«Что делает?»

Электрочайник кипятит воду.

Утюг …

Миксер …

Пылесос …

Электрообогреватель …

Микроволновая печь …

Стиральная машина …

Холодильник …

Отгадай загадку, нарисуй отгадку

«Есть у нас в квартире робот —

У него огромный хобот.

Он охотно пыль глотает,

Не болеет, не чихает!»


ПРЕДИСЛОВИЕ

Данный
комплект предназначен для детей 5-7 лет
с ОНР и состоит из четырех альбо­мов
с логопедическими домашними заданиями
по различным лексическим темам. Работа
с
альбомами рассчитана на три периода
обучения в ДОУ.

На
практическом материале лексических
тем у ребенка происходит накопление и
обо­гащение
словарного запаса, развиваются навыки
связной речи и совершенствуются
пси­хические процессы (внимание,
память, мышление). Также происходит
постепенное пре­одоление
нарушений грамматического строя речи.
Многолетний опыт работы с детьми
логопедической
группы доказывает эффективность такого
рода домашних заданий.

Цель
данного пособия — помочь логопеду
спланировать коррекционную работу и
при­влечь
родителей и воспитателей к выполнению
несложных домашних заданий с детьми.
Таким
образом, происходит закрепление
полученных на фронтальных занятиях
знаний, умений
и навыков.

Каждую
неделю логопед информирует о названии
лексической темы и отмечает сро­ки
ее изучения на фронтальных занятиях. В
течение этой недели родители и воспитатели
по
заданию логопеда дозировано занимаются
с ребенком по альбому. В начале следую­щей
недели логопед на индивидуальных
занятиях проверяет выполнение домашнего
за­дания, отмечая усвоение
лексико-грамматического материала по
теме и обсуждая с вос­питателями
группы характерные для каждого ребенка
ошибки. Это позволяет оценить эффективность
проделанной и наметить план дальнейшей
коррекционной работы.

Выполняя
предложенные в альбомах упражнения с
опорой на картинки:

    родители
    получают более доступную информацию
    о том, что должен знать и уметь их
    ребенок
    по каждой теме;

    дети
    имеют возможность в игровой форме
    выполнять задания в альбоме под
    руковод­ством
    взрослого.

Преимущество
этих альбомов состоит в том, что родителям
не нужно переписывать домашние
задания логопеда, подбирать картинки,
рисовать или наклеивать их в тетрадь.
Красочные
иллюстрации помогают поддерживать
интерес ребенка к занятиям. Все это
способствует
преодолению лексико-грамматических
нарушений и развитию навыков связ­ной
речи ребенка.

Система
упражнений, предложенная в данных
альбомах, основана на принципе
по­степенного
усложнения заданий. В процессе работы
дети овладевают различными рече­выми
умениями и навыками, переносят их в
свободное речевое общение. Таким образом,
у
детей улучшается речь, исчезают проявления
общего недоразвития речи.

Пособие
адресовано логопедам, воспитателям
логопедических групп и родителям детей
с речевыми нарушениями.

([email protected])

и лично Юрия Петровича
Боровского и Дмитрия Ивановича Петровского
за помощь,
оказанную в издании данной книги.

Тема:
ФРУКТЫ

Рассмотреть
вместе с ребенком картинки. Познакомить
его с названиями фруктов. Зак­репить
в словаре обобщающее понятие «фрукты».

Назвать
цвет фруктов по образцу: яблоко
красное,
…и
т.д.

Соединить
линиями фрукты с фигурами соответствующей
формы. Назвать форму фрукта
по
образцу: «Апельсин
круглый».

Игра
«Жадина»:
Представь,
что это твои фрукты. Ответь на вопросы:
Чей это лимон?
(Мой
лимон.)
Чья
слива? (Моя
слива.)
Чье
яблоко? (Мое
яблоко.)
И
т.д.

Рассказать
ребенку, что и как готовят из фруктов.

Скажи,
как по-другому называется сок (варенье)
из яблок? (Яблочный
сок; яблочное варенье.)
Из
слив? (Сливовый
сок, сливовое варенье.)
И
т. д.

6.
Упражнение
«Расскажи-ка!»:
Составь
рассказы о фруктах по предложенному
нагляд­ному
плану.

7.
Упражнение
«Поваренок»:
Расскажи,
что нужно сделать, чтобы приготовить
компот? (Фрукты
моют, чистят, режут на дольки, варят.)
Сок?
Пирог?

Задание
1:
Покажи,
где яблоко, яблоки и т.д. и соедини линиями
одинаковые фрукты. Задание
2:
Взрослый
показывает, а ребенок называет фрукты.
Образец: «Это
ябло­ко. Это груши».

9.
Обведи
пунктирные линии и назови, из каких
фрук­тов
и что приготовила мама. Какой это сок
(варенье, пирог, компот)? (Яблочный
пирог.
Сливовое
варенье.
и
т. д.)

11.
Назови
фрукты. Дорисуй фрукты в таблицу. Составь
словосочетания по образцу: «Мно­
го
лимонов. Маленький лимончик».

12.
Упражнение
«Дорисуй»:
Дорисуй
каждой груше веточку, каждой веточке с
листоч­ком
сливу, а яблоки раскрась. Не забудь, что
эти фрукты бывают разного цвета.

Тема
:
ОВОЩИ

Рассмотреть
вместе с ребенком картинки. Познакомить
его с названиями овощей. Зак­репить
в словаре обобщающее понятие «овощи».

Назвать
цвет овощей по образцу: помидор
красный,
…и
т. д.

Соединить
линиями овощи с соответствующими
фигурами. Назвать форму каждого ово­ща
по образцу: «Огурец
овальный».

Игра
«Жадина»:
Представь,
что это твои овощи. Ответь на вопросы:
Чей это огурец?
(Мой
огурец.)
Чья
капуста? (Моя
капуста.)
И
т. д.

Рассказать
ребенку, что готовят из овощей. Игра
«Какой сок? Какая запеканка? Ка­
кое
пюре?»:
Скажи,
как по-другому называется сок (запеканка,
пюре) из моркови?
(Морковный
сок; морковная запеканка; морковное
пюре.)
И
т. д.

6.
Упражнение
«Расскажи-ка!»:
Составь
рассказы об овощах по предложенному
на­глядному
плану.

7.
Упражнение
«Поваренок»:
Расскажи,
что нужно сделать, чтобы приготовить
суп? (Овощи
моют, чистят, режут, варят.)
Сок?
Пюре?

8.
Упражнение
«Назови правильно»:

Задание
1:
Покажи,
где огурец, огурцы и т. д. Соедини линиями
одинаковые овощи. Задание
2:
Взрослый
показывает, а ребенок называет овощи.
Образец: «Это
поми­дор. Это помидоры».










9.
Упражнение
«Из чего — какой?»:
Обведи
пунктирные линии и назови, из каких
ово­щей и что приготовила мама. Какой
(какая, какое) это сок (салат, пюре,
запеканка)? [Морковный
сок. Овощной салат.
И
т. д.)

10.
Составь
предложения по картинкам.

11.
Назови
овощи. Дорисуй овощи в таблицу. Составь
словосочетания по образцу: «Мно­
го
помидоров. Маленький помидорчик».

12.
Упражнение
«Нарисуй»:
Рассказать
ребенку, где растут овощи и как их убирают
с грядки.
Выполнить предложенные ниже задания.

13.
Познакомить
ребенка с многозначными словами,
объяснить разницу в значениях этих
слов.

14.
Упражнение
«Что купила белочка в магазине»:
Рассмотри
рисунки. Сравни их и назови,
что увезла белочка из магазина.

Тема
:
САД — ОГОРОД

1.
Взрослый
предлагает ребенку послушать и выполнить
задания.

    Нарисуй
    в верхнем правом квадратике морковь.
    В нижнем левом — репу. В среднем
    (центральном)
    — банан. И т.д.

    Соедини
    линиями каждый овощ (фрукт) с: кляксой
    соответствующего цвета; соответ­ствующей
    формой.

    Назови
    каждый фрукт (овощ), его цвет и форму.
    (Помидор
    красный, круглый.
    И
    т.д.)

2.
Упражнение
«Отгадай загадки, нарисуй отгадки»

Задание
1.
Отгадай
загадки, нарисуй отгадки в пустых
«барашках».

    Этот
    предмет желтый, овальный, кислый, сочный.
    (Лимон.)

    Синий
    мундир, желтая подкладка, а в середине
    сладко. (Слива.)

    Этот
    предмет желтый, круглый, горький, сочный.
    (Лук.)

    Красный
    бочок, само с кулачок, тронешь пальцем
    — гладко, а откусишь — сладко.
    (Яблоко.)

    Этот
    предмет бордовый, круглый, сладкий.
    (Свекла.)

    Неказиста,
    шишковата, а придет на стол она, скажут
    весело ребята: «Ну, рассыпча­та,
    вкусна»! (Картошка,
    картофель.)

Задание
2:
Рассказать
ребенку, что растет в саду на дереве, а
что в огороде на грядке. Провести
линии: от фруктов к деревьям (сад), от
овощей к грядкам (огород).

3.
Ниф-Ниф
и Нуф-Нуф пришли в гости к Наф-Нафу и
принесли ему подарки. Посмотри, что
оказалось лишним в корзинке Ниф-Нифа и
по­чему?
Где он побывал?

4.
Что
лишнее в корзине Нуф-Нуфа? Где он побывал?




5.
Упражнение
«Помоги
Незнайке»:
Исправь
Незнайкины ошибки.

    Картошка
    растет на болоте.

    Яблоко
    растет под кустом.

    Баклажан
    растет на кусте.

    Груша
    растет в лесу.

    Персик
    растет на елке.

6.
Упражнение
«Расскажи-ка»:
Составь
рассказы об овощах и фруктах по
предложен­ному
наглядному плану.

Образец
ответа:

«Яблоко
это фрукт. Оно красное (зеленое, желтое),
круглое, сладкое, сочное, растет в саду.
Яблоко на ощупь твердое, гладкое. Его
едят сырым, из него варят варенье,
гото­вят
вкусный сок».

7.
Упражнение
«Послушай, запомни и назови»:
Послушай
стихотворение. Запомни и назови,
какие овощи росли в огороде.

Посадила
баба Фекла в огороде лук да свеклу.

А
любимый внук Антошка посадил чеснок с
картошкой,

И
морковку, и капусту, чтобы борщ был летом
вкусный.

Не
забыл про помидоры: посадил их вдоль
забора,

Огурцы,
укроп, петрушку — чтоб любили все друг
дружку.

Витаминный
огород требует больших хлопот.

Баба
Фекла в борщ кладет все, что у нее растет.

Тема:
ДЕРЕВЬЯ

Показать
ребенку на прогулке разные виды деревьев,
отметить особенности строения
(ствол,
ветви, листья (иглы), плоды и т.д.).

Рассмотреть
вместе с ребенком картинки. Познакомить
его с названиями деревьев. Зак­репить
в словаре обобщающее понятие «деревья».

Упражнение
«С какого дерева плод?»:
Расскажи,
какой плод нашел каждый из лес­ных
обитателей под деревом. Соедини линией
каждый плод с деревом, на котором
он
вырос,
и расскажи, что где растет. (Ежик
нашел желуди. Желуди растут на дубе.
И
т.
д.)
Составь
предложения по образцу: «Ежик
бежал, бежал и до дуба добежал».

4.
Упражнение
«Скажи наоборот»:
Сосна
высокая, а рябина низкая.

У
сосны иглы длинные, а у ели…. У
дуба ствол толстый, а у березы….

У
клена листья большие, а у березы…. У
березы ствол светлый, а у клена….

5.
Упражнение
«Закончи предложения нужными словами»:

6.
Упражнение
«С какого дерева лист, веточка?»:
Раскрась
расположенные выше ли­стья
и веточки. Проведи линию от каждого из
них к соответствующему дереву. Назови,
какие
это листья и веточки. (Лист
березы

березовый.
И
т. д.)

7.
Упражнение
«Что происходит с листьями?»:
Составь
рассказ по картинкам и опор­ным
словам.

8.
Соедини
деревья одного вида линиями одного
цвета.

Расскажи,
каких деревьев много (много
дубов, елей…).
Посчитай
(запиши в кружки или зарисуй
точками количество) и назови их. (Одна
береза, две березы, …, пять берез).

9. Упражнение
«Подскажи словечки»:
Вставь
пропущенные слова (текст
читает
взрослый).

Белочка
сидела (на) дереве и грызла орешки. Вдруг
один орешек упал и белочка
спустилась
(с) дерева. Орешек лежал (под) листом.
Белочка схватила орешек
и
спряталась (за) дерево. Мимо шли дети и
увидели, что (из-за) дерева выгля­
дывает
хвост белочки. Мальчики подошли поближе
(к) дереву. Белка услышала
шаги
и мигом залезла (на) дерево. Она спряталась
(в) дупле.

10. Упражнение
«Четвертый лишний»: Зачеркни лишний
предмет. Объясни, почему он
лишний.

11.
Упражнение
«Лабиринт»:
Осенью
во время листопада лесные обитатели
гуляли в лесу
и решили собрать в корзинку листья.
Сначала проведи по каждой дорожке
паль­чиком, потом обведи дорожки
цветными карандашами. Назови, кто какой
лист нашел? {Белочка
нашла зеленый дубовый лист.
И
т. д.)

Тема
:
ЯГОДЫ

Рассмотреть
вместе с ребенком картинки. Познакомить
его с названиями ягод. Закре­пить
в словаре обобщающее понятие «ягоды».

Назови
цвет ягод по образцу: крыжовник
зеленый,

и т.д.

Упражнение
«Ягодка лесная, ягодка садовая»:
Соедини
линиями лесные ягоды с
картинкой
«лес», а садовые ягоды с картинкой
«сад».

Рассказать
ребенку, что готовят из ягод (сок,
напиток, компот, кисель, повидло,
джем,
сироп,
желе). Игра
«Какой сок? Какое варенье?»:
Скажи,
как по-другому называет­ся
сок (варенье) из клубники? (Клубничный
сок; клубничное варенье.)
Из
крыжовни­ка?
(Крыжовенный
сок, крыжовенное варенье.)
И
т. д.

Закончи
предложения (подбери и
назови
как можно больше слов-действий).

Ягоды
на веточках (что делают?) — растут,
зреют, поспевают, наливаются соком,
созревают.

Ягоды
с веточек — …. Люди
в лесу ягоды — ….

В
корзину ягоды — …. Из
ягод сок — ….

В
стакан сок — …. Варенье
(повидло, джем) из ягод — ….

6.
Упражнение
«Скажи наоборот»:
Закончи
предложения.

7.
Упражнение
«Назови правильно»:

Задание
1.
Соедини
линиями одинаковые ягоды и покажи, где
ягода ежевики, а где яго­ды
ежевики и т. д.

Задание
2:
Взрослый
показывает, а ребенок называет ягоды.
Образец: «Это
ягода
ежевики.
Это ягоды клубники».

8.
Упражнение
«Лесные и садовые ягоды»:
Ваня
и Таня решили собрать разных ягод. Помоги
ребятам — нарисуй им дорожки (Ване в
лес, а Тане в сад).



9.
Составь
предложения по картинкам. (Таня
в саду собрала много клубники, смороди­
ны,
крыжовника.)

10.
Упражнение
«Из чего — какой?»:
В
пустых «барашках» нарисуй лесные и
садовые ягоды. Назови, что можно
приготовить из ягод.

Назови,
какой из каждой ягоды получится сок
(варенье, компот, пирог, сок, кисель).
ок
из брусники

брусничный,
варенье

брусничное,
пирог с брусникой

брус­
ничный.
И
т. д.)

Упражнение
«Расскажи-ка»:
Составь
рассказы о ягодах по предложенному
нагляд­ному
плану.

13.
Упражнение
«Помоги Незнайке»:
Дополни
предложения Незнайки маленькими сло­вами
(проследить за точностью использования
предлогов в речи).

Ягоды
рябины растут… дереве. Ягоды
крыжовника падают… куста.

Ягоды
клубники сорвали… веточки. Ягоды
ежевики выложили… корзины.
Кустики
черники искали… траве. Ягоды
смородины выглядывали… листиков.

14. Упражнение
«Что склевал воробей?»:
Рассмотри
рисунки. Сравни их и определи,
что
склевал воробей.

Тема:
ГРИБЫ

Рассмотреть
вместе с ребенком картинки. Назвать
съедобные и ядовитые грибы. Отме­тить
особенности их строения (шляпка, ножка).
Рассказать ребенку, где растут грибы

лесу, чаще, на пеньке, в траве). Закрепить
в словаре обобщающее понятие «грибы».

Предложить
ребенку назвать изображенные грибы.
Обратить его внимание на то, что
гриб,
растущий
под осиной, называется подосиновиком,
под березой — подберезовиком.

Рассказать
ребенку, что готовят из грибов (салат,
икру, запеканку, суп) и как.

Упражнение
«Жадина»:
Представь,
что это твои грибы. Ответь на вопросы:
Чей это
боровик?
(Мой
боровик.)
Подберезовик?
Чья лисичка? Чьи подосиновики?


5.
Познакомить
ребенка с многозначны­ми
словами, объяснить разницу в зна­чениях
этих слов.



6.
Упражнение
«Скажи наоборот»:
Закончи
предложения.

7.
Для
переработки грибов нужны раз­ные
предметы. Как человек использует эти
предметы (подбери и назови как можно
боль­ше
слов-действий)? (Ножом
грибы срезают, чистят, разрезают… и
т.
д.)

8.
Назови
грибы. Дорисуй грибы в таблицу. Составь
словосочетания по образцу: «На
по­
ляне
среди травы три лисички, а после дождика
выросло пять лисичек».

9.
Упражнение
«Четвертый лишний»:
Рассмотри
картинки и назови, что оказалось лиш­ним
в лукошке у Тани и в корзинке у Вани.
Почему?

10.
Упражнение
«Считай и называй»:
Михайло
Потапыч, Настасья Петровна и Мишутка
ходили
в лес собирать грибы. Посчитай и расскажи,
сколько грибов и каких нашел каж­дый
грибник в лесу? Расскажи, кто нашел
съедобные грибы, а кто несъедобные.
(Ми­
хайло
Потапыч нашел 4мухомора и 3 сыроежки.)

11.
Упражнение
«Еж-грибник»:
Рассмотри
картинку. Найди и обведи в кружок все
гри­бы.
Расскажи, где ежик сушил грибы (проследить
за правильным использованием пред­логов
в речи ребенка). (Ежик
сушил грибы
под

столом.
И
т. п.)

Тема
:
ОСЕНЬ

1.
Рассмотреть
вместе с ребенком картинки. Вспомнить
названия каждого времени года. Уточ­нить
последовательность смены времен года.
Спросить ребенка, знает ли он, какое
время года
сейчас? Попросить ребенка назвать время
года, предшествующее осени; последую­щее
за осенью. Понаблюдать вместе с ребенком
за осенними изменениями в природе.








2.
Познакомить
ребенка с названиями осенних месяцев.





3.
Рассмотри
картинки с изображениями осени и лета.
Назови приметы этих времен года. Сравни
их между собой.

4.
Упражнение
«Подбирай, называй, запоминай»:
Назови
как можно больше слов-
определений;
слов-действий.

а)
Небо осенью (какое?) — хмурое, серое,
унылое.

Солнце
осенью (какое?) — … Дождь
осенью (какой?) — …

Ветер
осенью (какой?) — … Листья
осенью (какие?) — …

б)
Осенью листья (что делают?) — краснеют,
желтеют, вянут, сохнут, опадают, кру­жатся,
шуршат.

Осенью
дождь (что делает?) — … Осенью
солнце (что делает?) — … Осенью птицы
(что делают?) — … Осенью
колхозники (что делают?) — …

Объяснить
ребенку значение слова «листопад».
Попросить
ребенка проговорить это слово по
слогам.

Упражнение
«Найди ошибки»:
Определи,
чего

не
бывает осенью.

Дети
загорают, купаются, носят легкую
одежду.

    Под
    ногами шуршат сухие разноцветные
    ли­стья.

    Набухают
    почки, распускаются на деревьях
    листья.

    Люди
    собирают урожай овощей, фруктов.

    Дикие
    животные не делают запасы корма.

7.
Упражнение
«Назови ласково»:
Художник
нарисовал картинки. Назови их. В пустых
квадратах нарисуй такие же картинки,
но маленькие. Назови их ласково.







8.
Упражнение
«Увидели, не увидели»:
Назови
предметы. Дорисуй их в таблицу. Со­ставь
предложения по образцу: «Дети
увидели три листочка, а не заметили
пять
листочков».


9.
Упражнение
«Скажи наоборот»:
Помоги
Тане закончить предложения. Летом
солнце яркое, а осенью… Летом
небо светлое, а… Летом
день длинный, а… Летом
тучки ходят высоко, а… Летом
птицы учат птенцов летать, а… Летом
люди одеваются легко, а… Летом
дети отдыхают, купаются, загорают, а…
Летом
люди растят урожай, а… Летом
деревья стоят одетые в зеленую листву,
а…

10.
Упражнение
«Оденем Таню»:
Рассказать
ребенку, какую одежду, обувь и головные
уборы
носят осенью.

Пришла
осень, похолодало. Таня собралась идти
в парк гулять, но не знает, как ей одеться.
Помоги Тане. Обведи линией красного
цвета осеннюю одежду, обувь и
головной
убор. Какая одежда, обувь и головные
уборы не подходят для осени?
Почему?

11.
Упражнение
«Букет для мамы»:
В
парке Таня собрала для мамы красивый
букет из разноцветных листьев и плодов.
Обведи листья и плоды по точкам. Раскрась
их и рас­скажи,
из каких листьев и плодов Таня составила
букет.

Тема
:
ЧЕЛОВЕК

Рассмотреть
вместе с ребенком картинку. По­казать
и назвать части лица и тела сначала
на
себе,
а затем на кукле.

Скажи,
сколько у тебя ушей, глаз, языков, но­сов,
щек, ног, рук, животов. Покажи левую
руку,
правую руку (левый глаз, правое ухо,
пра­вую
ногу и т.п.).

3.
Рассмотри
героев сказки. Как их зовут?

    У
    Пьеро лицо грустное, а у Буратино…

    У
    Мальвины волосы светлые, а у Карабаса
    Барабаса…

    У
    Карабаса Барабаса волосы длинные, а у
    Пьеро…

    У
    Мальвины волосы кудрявые, а у Пьеро…

    У
    Буратино глаза добрые, а у Карабаса
    Барабаса…

    У
    Буратино нос длинный, а у Мальвины…

5. Упражнение
«Скажи одним словом»:
Закончи
предложения.

    У
    Мальвины голубые глаза, поэтому ее
    называют голубоглазая.

    У
    Пьеро зеленые глаза, поэтому его
    называют….

    У
    Карабаса Барабаса черные глаза, поэтому
    его называют… .

6. Упражнение
«Подбирай, называй, запоминай»:
Назови
как можно больше слов-
действий:

Глаза
нужны для того, чтобы видеть, смотреть,
рассматривать, читать…
Нос
нужен для того, чтобы…. Уши
нужны для того, чтобы….

Язык
нужен для того, чтобы….

За
волосами ухаживают так: их моют,
расчесывают, вытирают, сушат…
За
зубами ухаживают так:…. За
лицом ухаживают так:….

7. Упражнение
«Один — много»:
Подбери
слова по образцу. (Глаз

глаза,
ухо

уши
и
т.д.)

Нос
— … Рука
— … Нога
— …

Палец
— … Рот
— … Лоб
— …

Упражнение
«Назови ласково»:
Мама
учила маленькую Таню называть слова
ласко­во.
Помоги Тане. Назови ласково части тела
куклы на странице 34. (Нос

носик.
И
т. д.)

Упражнение
«Что для чего?»:
Ответь
на вопросы: Чем мы видим? Чем мы
слушаем?
Чем
мы нюхаем? Чем мы едим? (Картину
мы видим глазами.
И
т. д.) Соедини линиями
предметы
и соответствующие органы чувств.

10.
Упражнение
«Помоги художнику»:
Рассмотри
портреты. Что забыл нарисовать ху­дожник?
Без каких частей лица остались кукольные
герои? (Буратино
остался без
носа.
И
т. д.) Дорисуй недостающие части лица
героям сказки и раскрась портреты.

11.
Упражнение
«Расскажи-ка»:
Опиши
портрет любимого героя сказки по
предложен­ному
наглядному плану.

Тема
:
ИГРУШКИ

Рассмотреть
вместе с ребенком картинки. Назвать
изображенные предметы. Из каких
частей
состоит каждая игрушка? (Умишки

голова,
уши, глаза, нос, рот, туловище,
лапы.
И
т.п.) Закрепить в словаре ребенка
обобщающее понятие «игрушки».

Учить
ребенка отвечать полным ответом на
вопросы взрослого. Например: У какой
иг­рушки
колеса? (Колеса
у машины.)
На
чем полоски? (Полоски
на мячике.)
И
т.д.

Упражнение
«Игрушки для Тани и Вани»:
Таня
и Ваня перепутали свои игрушки.
Помоги
ребятам. Танины игрушки обведи красными
линиями, а Ванины — зелеными.

Упражнение
«Чья игрушка?»:
Назови
игрушки, указав, кому они принадлежат.
(Это
Ванин
робот. Это Танина кукла.
И
т. д.)

Игра
«Жадина»:
Таня
и Ваня подарили тебе свои игрушки. Чьи
это игрушки теперь?
(Мой
самолет. Моя пирамидка.
И
т. д.)

Упражнение
«Подбирай, называй, запоминай»:
Закончи
предложения, подобрав
как
можно больше слов-действий.

    В
    магазине игрушки можно (что делать?)
    рассматривать, трогать, выбирать,
    покупать.

    Дома,
    в детском саду, на улице с игрушками
    можно (что делать?) играть, мыть, отда­вать,
    терять, дарить, ремонтировать, убирать.

7.
Упражнение
«Скажи наоборот»:
Закончи
предложения.

8.
Посмотри
на картинки. Расскажи, как дети играли
с игрушками. Как ты играешь со сво­ими
любимыми игрушками?

9. Упражнение
«Из чего — какой?»:
Закончи
предложения.

Автобус
из металла (какой?)

металлический.

Мишка
из плюша — …. Ослик
из резины — ….

Мячик
из кожи — …. Пирамидка
из дерева — ….

Дом
из пластмассы — …. Ведро
из железа — ….

10. Упражнение
«Что без чего?»:
Малыш
очень любил свои игрушки. Однажды,
когда
его
не было дома, через открытое окно влетел
Карлсон. Он случайно сломал игрушки
Малыша,
потому что не знал, как с ними играть.
Расскажи, что увидел Малыш, когда
вернулся
домой.

11.
Упражнение
«Считай и называй»:
Карлсон
купил Малышу в магазине много игру­шек.
Малыш сфотографировал свои новые
игрушки. Посчитай (запиши в кружки или
зарисуй точками количество) и назови
их. {Четыре
самолетика.
И
т. д.)

12.
Упражнение
«Расскажи-ка»:
Составь
рассказы об игрушках по предложенному
на­глядному
плану.

13.
Упражнение
«Найди отличия»:
Рассмотри
картинки, найди 5 отличий. Назови их.
(Кораблик
стоял на столе. Кораблик лежит за
креслом.)

Тема
:
ПОСУДА

Рассмотреть
вместе с ребенком картинки. Познакомить
его с названиями предметов по­суды
и попросить показать следующие части:
носик, крышку, ручки, края (стенки),
до­нышко…
Закрепить в словаре обобщающее понятие
«посуда».

Познакомить
ребенка с понятиями «чайная посуда»,
«столовая посуда», «кухонная по­
суда».

Упражнение
«Помощница»:
Помоги
девочке Тане поставить чайную
посуду
на под­нос,
столовую

на обеденный стол, а кухонную

в шкафчик. Проведи цветные
линии
от соответствующей посуды к подносу,
столу и шкафчику.


6.
Упражнение
«Скажи наоборот»:
Закончи
предложения.


Существуют
предметы посуды, сходные по назначению
и похожие внешне. Но называют­ся
они по-разному (чашка — кружка, блюдце
— мелкая тарелка, супница —
кастрюля).
Запомни
эти названия и обведи каждую пару
предметов со с. 42 линией своего цвета.

Познакомить
ребенка с многозначными словами и
объяснить разницу в значениях этих
слов.

7. Упражнение
«Подбирай, называй, запоминай»:
Закончи
предложения (подбери и
назови
как можно больше слов-действий):

Покупая
в магазине посуду покупатель (что
делает?) выбирает,
рассматривает
и
т.д. Ухаживая
за посудой человек (что делает?) ….

8. Упражнение
«Поваренок»:
Расскажи
по порядку, что нужно сделать, чтобы
пригото­вить
чай (пожарить картошку).

10.
Закончи
предложения.


9.
Упражнение
«Поможем маме»:
Мама
попросила помочь ей разложить соль,
сахар, сухари, конфеты, хлеб, масло в
соответствующую посуду. Назови посуду,
в которой эти
продукты должны храниться и подаваться
к столу. Соедини разноцветными лини­ями
продукты с соответствующими предметами
посуды.

Игра

«Жадина»:
Представь,
что это твоя посуда (с. 42). Ответь на
вопрос: Чья это
чашка?
(Моя
чашка.)
Чей
чайник? (Мой
чайник.)
Чьё
блюдце? (Моё
блюдце.)
И
т.д.

Упражнение
«В гостях у бабушки Федоры»:
На
кухне у бабушки Федоры хранится
много
разной посуды. Найди одинаковую посуду
и обведи её линиями разных цветов.
Назови,
каких предметов посуды у Федоры много.

Федоры много чашек, тарелок.
И
т.д. Либо: У
Федоры было много голубых чашек, желтых
тарелок.)

13.
Бабушка
Федора посуду не жалела, не мыла, била
и посуда убежала от неё. Рассмотри
рисунок.
Расскажи, какие предметы посуды убежали
от Федоры и без какой части они остались.
{От
Федоры убежал чайник. Чайник без носика.
И
т. д.)

14.
Упражнение
«Посчитай и назови»:
Заплакала
Федора, попросила посуду вернуться и
пообещала хорошо за ней ухаживать.
Поверила посуда бабушке Федоре и
вернулась к
ней, но не вся. Часть посуды по дороге
разбилась. Посчитай, сколько предметов
посу­ды
вернулось к Федоре. Назови их. (Вернулось
пять желтых тарелок.
И
т. д.)

Федора
очень радовалась возвращению посуды.
Она её чистила, мыла, и называла
ласково.
Назови каждый предмет посуды ласково
(чашка

чашечка
и
т.д.).

Рассказать
ребенку, из каких материалов изготавливают
посуду. Объяснить значение
слова
«хрупкая». Упражнение
«Из чего

какой?»:
Закончи
предложения:

Если
вилка из пластмассы, она
пластмассовая.

Если
нож из стали, он…. Если
тарелка из картона, она….

Если
ложка из металла, она…. Если
чашка из фарфора, она….

Если
кувшин из глины, он…. Если
блюдце из стекла, оно….

17. Упражнение
«Расскажи-ка»:
Составь
рассказы о предметах посуды по
предложен­ному
наглядному плану.

18.
Приготовить
по б фишек размером 3×3 см красного,
оранжевого и синего цвета. Уп­
ражнение
«Где чья чашка?»
Найди
и закрой красными фишками все любимые
чашки Буратино,
синими — Мальвины, оранжевыми — бабушки
Федоры.

Тема:
ФРУКТЫ
1
Тема:
ГРИБЫ
23

Тема:
ОВОЩИ
5
Тема:
ОСЕНЬ
28

Тема:
САД-ОГОРОД
10
Тема:
ЧЕЛОВЕК
34

Тема:
ДЕРЕВЬЯ
14
Тема:
ИГРУШКИ
37

Тема:
ЯГОДЫ
18
Тема:
ПОСУДА
42

Теремкова
Н.Э.

Логопедические
домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР.
Альбом 1 / Н.Э. Теремкова. —
М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007. — 48 с.

ISBN
978-5-296-00656-1

Альбом 1
предназначен для работы с детьми 5-7 лет
с ОНР. Он является составной час­тью
комплекта из четырех альбомов с
логопедическими домашними заданиями
по различ­ным
лексическим темам.

Источник: knia.ru

Добавить комментарий