Леонид Баранов: «Прыжки с трамплина — спорт смелых» — mashamult.ru

новости

— Леонид Алексеевич, в вашем детстве ведь не было лыжных трамплинов?

— Первый раз я прыгнул с трамплина уже когда учился в Ленинграде в институте физкультуры имени Лесгафта. Я занимался лыжными гонками, но не только, в те годы спортсмены пробовали себя в разных видах. Поэтому я пробовал себя и в легкой атлетике — бегал дистанцию 110 метров с барьерами, академическую греблю, и плавание. Мог перейти в пятиборье, мне предлагал это Михаил Михайлович Бобров, когда он готовил команду к Олимпиаде в Хельсинки в 1952 году. Мы с ним в бассейне познакомились, он знал, что я хорошо плаваю, а так как жил в деревне, то умел скакать на коне. Мы с Бобровым были хорошо знакомы, много общались, интересовались делами друг друга и своих детей.

— Как вы начали работать тренером?

— После войны я остался сиротой и, вернувшись в Ленинград, поступил в институт имени Лесгафта по совету и при поддержке людей, которые воевали в партизанских отрядах на Псковщине и знали меня мальчишкой — это Илья Исаевич Шустер, Владимир Дмитриевич Шапошников. После окончания института в 1953 году я начал работать учителем физкультуры в Токсовской средней школе. Мне очень нравилось проводить уроки, я старался увлечь ребят разными видами спорта. Супруга преподавала в этой же школе литературу и русский язык. Вскоре мне дали классное руководство, а мне было всего 22 года, старшеклассники были почти одного возраста со мной. Рядом с Токсовской школой, в Кавголово работала спортивная школа по прыжкам с трамплина и двоеборью. Меня , как школьного учителя физкультуры, заметил директор школы Александр Казимирович Григас и пригласил работать тренером. Я отвечал за гоночную и общефизическую подготовку у двоеборцев. Со временем стал работать не только с ребятами из Ленинградской области, но и со сборными командами общества «Динамо», а потом и РСФСР и СССР, участвовал как тренер в чемпионатах мира, Олимпиадах. За годы работы в спортшколе я подготовил 10 чемпионов СССР и России, большую группу мастеров спорта по лыжным гонкам и лыжному двоеборью. Мой ученик Николай Киселев выиграл серебряную медаль по лыжному двоеборью на Олимпийских играх 1964 года.

— Как рассмотреть в раннем возрасте задатки прыгуна с трамплина? Какие качества наиболее важны?

— Могу привести пример : я предлагал ребятам простой тест. В спортзале просил перепрыгнуть через гимнастическую скамейку. Простое упражнение. А потом просил перепрыгнуть спиной вперед. Вроде бы скамейка высотой всего 20 сантиметров, а не все были готовы прыгнуть, некоторые начинали менжеваться, робеть. Прыжки с трамплина — это спорт смелых. Попробуйте подняться на трамплин, посмотреть вниз, станет страшно. Надо этот страх преодолеть. И те, кто занимается прыжками с трамплина, умеет быть бесстрашным, отчаянным. Помню, как мальчишки подерутся, так наши прыгуны всегда всех побеждали, потому что самые смелые! Еще очень важно добросовестное отношение к тренировкам. У меня был еще один «тест»— предлагал после тренировки просто потрудиться, например, перекопать прыжковую яму. И некоторые после этого не приходили на следующее занятие.

— Хороший тренер должен быть психологом?

— Директор Кавголовской спортшколы, Александр Григас всегда стимулировал нас учиться, получать новые знания. Я поступил в заочную аспирантуру института физической культуры, изучал биомеханику, физиологию, психологию, систематизировал знания. Очень важна психологическая подготовка прыгуна с трамплина, чтобы он не боялся самого процесса разгона, не дрогнул в момент отрыва. Для этого надо проводить аутогенную тренировку, уметь успокоить спортсмена, вселить в него уверенность. Надо добиться психологической устойчивости и, конечно, воспитывать у спортсмена здоровый карьеризм. Формировать характер победителя, чтобы стремился быть первым.

— Даже если у юного спортсмена есть природные данные, трудолюбие и характер, вырастить чемпиона невероятно сложно?

— Тренеру нужны помощники. Важно всё, начиная от правильного питания. Скажу, что без помощи врачей не подготовить чемпиона. Например, спортсмен хорошо выступал на детском, юношеском уровне, а на юниорском его результаты снизились. Его обследовали, кардиолог обнаружил сужение аорты, то есть нагрузки вообще опасны для сердца спортсмена, иначе можно загнать парня. К сожалению, не все тренеры во время обращают внимание на такие вещи, видимо потому , что когда учились в вузе, на занятиях по физиологии играли в морской бой. Поэтому у нас многие спортсмены показывая первоначально блестящие результаты, слишком рано заканчивают выступать … так бывает и в академической гребле, и в лыжных гонках, где очень большие нагрузки.

— У советских и российских прыгунов с трамплина и двоеборцев были значительные успехи. Но с 1998 года наши в этих видах спорта не выигрывали медали на высоком уровне. Почему произошло такое отставание?

— Это сложная тема. Очень сильной стала конкуренция. Прыжки с трамплина как вид спорта зародились в Норвегии, там же создали и двоеборье, которое объединяет прыжки с трамплина и лыжную гонку. Виды спорта сложные зрелищные, но для них нужны современные трамплины, лыжные трассы. Сегодня они очень популярны в Европе. Во многих странах есть великолепные трамплины с дальностью полета свыше 200 метров — в Австрии, Германии, Италии, Франции. В этот красивый, зрелищный вид спорта, своеобразное шоу и спонсоры стали вкладывать большие деньги. В России с этим сложней – меньше трамплинов, меньше спонсоров… К тому же раньше у нас был гораздо более широкий выбор среди спортсменов. Например, в нашей школе в Кавголово мы просматривали огромное количество ребят. Учителя физкультуры нам рекомендовали способных мальчишек. А сейчас в школах к физкультуре отношение стало совсем другим.

— Ваша знаменитая школа в Кавголово больше не работает. Есть у вас надежда на ее возрождение?

— В Кавголово нашу школу закрыли, организовали комплексную школу по нескольким видам спорта. Большой трамплин не работает, его никак не могут реконструировать. Считаю, что это большая ошибка! Ленинградская область в спорте имела результаты только в наших видах — прыжках с трамплина и двоеборье. Зарезали курицу, которая несла золотые яйца! В области теперь развивают горнолыжный спорт. Сколько мы писали, сколько мы просили, куда только ни обращались — и к руководству области, и в Министерство спорта России, но пока ничего не получается. Сейчас я сотрудничаю с петербургской спортшколой Выборгского района, делюсь опытом с молодыми тренерами.

— Перед юбилеем принято подводить итоги, если было бы можно что-то поменять в жизни, чтобы вы сделали?

— Ничего не стал бы менять. Я могу гордиться своими учениками, и не только теми, кто стал спортсменами, чемпионами СССР. Среди них есть и те, кто выбрали другой путь — стали научными работникам, офицерами. Помню один из моих ребят служил в Афганистане и писал мне, что когда они лезут в горы, то он самый первый, благодарил за подготовку. Мой сын Алексей — спортсмен, выступал хорошо, и стал тренером хорошим. Был главным тренером сборной России по двоеборью, и сейчас продолжает работать. Он как и я — заслуженный тренер России. У меня большая семья, пять внуков и внучек, восемь правнуков, которые уже тоже занимаются спортом. Я — уважаемый человек в Токсово, меня здесь все знают. В годы войны мальчишкой я был в партизанском отряде на Псковщине. Поэтому сейчас часто езжу в Партизанский край, много занимаюсь тем, чтобы увековечить память о героях-партизанах — помогаю восстанавливаться и сохранять памятники, встречаюсь с ребятами из местных школ, с молодежью. Есть у меня и «подшефная» школа в Санкт-Петербурге — 104 в Выборгском районе, которая носит имя партизанского командира Харченко, я много общаюсь и с нашими юноармейцами. Очень важно, чтобы молодое поколение знало о Великой Отечественной войне, чтило память героев.

Источник: spbdnevnik.ru

Добавить комментарий