Камилла Нигматуллина: не очень дистанционное обучение — mashamult.ru

новости

Неопределенность — это ситуация, к которой мы, кажется, привыкли. Такая привычка в принципе противоречит желаниям мозга — неопределенность заставляет искать хотя бы какой-то сценарий, на который можно опереться и почувствовать себя в безопасности. Но сценария нет.

Сначала мы благополучно пережили мифическое 20 сентября. Благополучно — то есть в известных условиях, когда потоковые лекции идут онлайн, групповые занятия офлайн, а преподаватели 65+ работают из дома. Часть студентов (в основном выпускные курсы) попросила максимально перейти в дистанционный формат, часть, наоборот, — еще крепче полюбила занятия в аудиториях.

Лично я привыкла к параллельной работе, когда работаешь на студентов в аудитории, транслируя экран и кусочек себя в виртуальную реальность класса MS Teams. Сначала по ту сторону экрана находились только иностранные граждане, застрявшие за границей, но со временем людей в онлайн становилось все больше, а в аудитории — все меньше. Кого-то это может напрягать, но мне, наоборот, радостно: студенты могут выбрать физически находиться на работе или остаться дома с насморком, но при этом не пропускают занятия.

На прошлой неделе СПбГУ пришлось опровергать преждевременные новости о переводе на полное дистанционное обучение: совещание по возможному переходу приняли за окончательное решение, которое не было принято на момент написания текста. Обсуждение это было вполне логичным, ведь на уровне городского правительства они также проходят чуть ли не ежедневно и зависят от обстановки с распространением COVID-19. Морально все готовы и понимают, что такое решение может быть принято в любой момент и оно не зависит от наших желаний.

Занимает меня неопределенность совсем другого порядка. Наши возможные сценарии развития будущего в конце имеют один общий вариант — вирус уйдет, а мы, вместе с принципами классических университетов, останемся на месте. И все будет как раньше. Но хотя бы тот факт, что в аудиториях уже стоят камеры и программное обеспечение, которое позволяет вести занятие одновременно для тех, кто находится в Петербурге и в Китае, не позволяет так думать. Вряд ли мы сдадим камеры на хранение и удалим софт с компьютеров, а студентам скажем — образование возможно только в физических стенах.

Стены-то выстоят, а традиционные принципы, кажется, ослабевают вместе с силой вируса. Будущее мгновенной передачи знаний и обучения навыкам с помощью иммерсивных технологий не так уж и далеко. Не дальше Марса.

Источник: spbdnevnik.ru

Добавить комментарий