Статья о том, как и почему Фольксваген стал лидирующим автопроизводителем в мире. Причины и слагаемые успеха компании. В конце статьи — интересное видео о том, как VW проверяет свои автомобили.
Содержание статьи:
- VW – номер один в мире
Главные слагаемые успеха компании
Работающая стратегия и новые подходы
Планы лидерства в производстве электрокаров
Видео о том, как Фольскваген проверяет свои автомобили
Концерн Volkswagen давно занимает лидирующие позиции на мировом рынке автомобилестроения. И в этом нет ничего удивительного, ведь компания выпускает действительно хорошие автомобили. При этом даже громкие скандалы не подрывают славу европейского производителя. Почему так происходит? В чем секрет успеха? Как Volkswagen стал мировым лидером?
Автопроизводитель Volkswagen — №1 в мире
Как показали исследования, группа компаний Volkswagen за первое полугодие этого года произвела и продала больше всех автомобилей (5 268 000 штук). Впервые немецкий автогигант обошел вечных своих конкурентов Toyota и GM.
Второе место по производству автомобилей заняла компания Toyota Motor, которая выпускает автомобили Toyota, Lexus, Daihatsu, а также Hino. Японский концерн за полгода изготовил чуть больше 5 миллионов машин.
Следует отметить, что VW стал лидером по объему продаж в крайне сложное время, ведь главные авторынки переживают сильнейшее падение. При этом ему не помешал даже «дизельгейт», который изрядно подмочил репутацию бренда.
Прибыль немецкого автогиганта за первое полугодие сократилась почти на 37%, так как ему приходится устранять последствия дизельного скандала. Компания заключила соглашение с американскими автовладельцами, согласно которому ей предстоит выплатить 14,7 миллиардов долларов.
Volkswagen выкупит в Штатах 475 000 автомобилей и заплатит их хозяевам компенсацию (5100-10000 долларов). Помимо этого, VW обязуется за собственные деньги переоборудовать машины с незаконным ПО, которое специально занижало уровень выброса углекислого газа в атмосферу.
В Европе концерн отозвал 11 миллионов автомобилей. Скандал был сумасшедшим, однако это не помешало немецкому концерну стать лидером среди всех мировых автогигантов. Как это возможно?
Главные слагаемые успеха компании
Благодарить за успех нужно Мартина Винтеркорна.
После «дизельного» скандала на главу компании Мартина Винтеркорна обрушилась мощнейшая критика, однако что бы о нем ни говорили критики, именно он за 8 лет вывел немецкий концерн на вершину автомобильного Олимпа. Именно при его управлении концерн Volkswagen показал рекордную прибыль — 12,4 миллиардов евро в 2014 году.
Хоть он и ушел в отставку в сентябре 2015 года, но его стратегия продолжает работать и приносить прибыль по сей день.
Мартин Винтеркорн сконцентрировался на продаже автомобилей премиум-сегмента и унификации существующего модельного ряда. Он никогда не останавливался на полпути и не почивал на лаврах после очередного промежуточного успеха.
Он возглавил концерн перед кризисом 2008 г, предложив агрессивную стратегию по выведению VW на вершину автопромышленности мира. Он ставил перед собой четкую задачу – к 2018 году обойти Toyota и General Motors. Но эта цель была достигнута даже раньше.
Однако оставить позади основных конкурентов – это лишь часть цели. Винтеркорн планировал к 2018 г. сделать Volkswagen самым прибыльным и стабильным автопроизводителем. Когда он возглавил концерн, тот продавал в год не более 6 миллионов автомобилей. Рентабельность бизнеса не превышала 6%.
Сейчас немецкий автогигант продает более 10 миллионов машин в год, а рентабельность составляет 8%. Винтеркорн стремился, чтобы все клиенты оставались довольными, а работники (таковых свыше 550 тысяч по всему миру) получали достойную зарплату. Он считал, что только тогда автопроизводитель сможет стать номером один.
Винтеркорн, чтобы поддержать высокие темпы роста, инвестировал 80 миллиардов долларов в строительство новых заводов (многие из них находятся в Китае), разработку инновационных продуктов для автомобилей и создание дешевых машин для развивающихся рынков. Следует отметить, что так поступают все крупные автопроизводители. Toyota и GM также тратят более 8 миллиардов в год на исследования и разработку новых продуктов, а также расширение производственных мощностей. Если этого не делать, то можно проиграть конкурентам.
Следует отметить, что Винтеркорн занимал много разных должностей и зарекомендовал себя как начальник, который всегда вникает во все мельчайшие детали разрабатываемого продукта. Винтеркорн сосредотачивался на продукте, что позволяло ему производить самые лучшие в мире автомобили.
Правда, такой подход иногда приводит к хаосу в производственных графиках. Винтеркорн порой вносил изменения в последнюю минуту. Вот несколько примеров:
Незадолго до представления нового спорткара Lamborghini Aventador в 2011 г. он лично протестировал этот автомобиль. После нескольких кругов по треку он сказал, что ему не нравится приборная панель в машине. Стоит отметить, что она стоила 387 тысяч долларов. Разработчикам пришлось полностью ее переделать. Это привело к шестимесячной задержке выхода модели, однако автомобиль стал очень популярным. Винтеркорна нисколько не смущают задержки. Он считает, что нужно сразу же делать качественный продукт и решать все возникающие проблемы.
Перед запуском нового Volkswagen Passat (2011 год) Винтеркорн лично 7 раз летал в США, чтобы проконтролировать качество модели. При показе машины Винтеркорн увидел на одной из них дефект покраски, что вызвало у него приступ ярости.
Винтеркорн всегда нацелен на выполняемую задачу, пытаясь все сделать максимально качественно. Это и принесло успех Фольксвагену.
Работающая стратегия и новые подходы – залог успеха Volkswagen
Винтеркорн сразу после того, как занял пост главы автоконцерна, предложил совершенно новую стратегию развития. До 2007 года 60% прибыли компании обеспечивали автомобили массового сегмента, а также финансовые услуги. Сейчас же больше всего денег автогигант получает от реализации машин премиум-сегмента.
Мало того, Винтеркорн оказался хорошим инвестором и активно покупал выгодные активы, которые сейчас приносят концерну огромную прибыль.
Кроме того, появился дополнительный источник дохода — продажа грузовиков. Долгое время компания была слабо представлена в данном сегменте. В основном она продавала лишь небольшие коммерческие машины. Однако в 2008 году немецкий концерн во главе с Винтеркорном выкупил крупный пакет акций Scania, а в 2011 г. получил контрольный пакет акций MAN (крупного производителя грузовой техники). После этого продажа грузовиков начала приносить Фольксвагену 17% совокупной прибыли.
Однако самой главной покупкой концерна под управлением Винтеркорна стало приобретение Porsche. Причем процесс покупки был довольно интересным. Porsche и Volkswagen имеют общую историю, так как компаниями руководили разные ветви семейства Порше. Родственное объединение состоялось весьма экзотическим образом. Вначале компания Porsche хотела поглотить концерн Volkswagen, который значительно превосходил ее по активам. После покупки акций Porsche оказалась с большими долгами, поэтому вынужденно продала собственные акции Volkswagen. Таким образом, немецкий автогигант стал владельцем компании, производящей популярные во всем мире спортивные авто. Ежегодно Porsche зарабатывает $2,5 млрд. прибыли при рентабельности 18%.
Кроме того, глава компании предложил новую модульную систему сборки, которая позволила концерну изготавливать машины от мелкой Skoda до шикарного Bentley, применяя только 4 базовых комплекта. Первый — для небольших городских автомобилей, второй — для среднеразмерных машин, третий — для спорткаров, четвертый — для SUV и больших автомобилей.
Следует отметить, что другие автопроизводители тоже применяют подобные схемы, устанавливая различную «начинку» на единую инженерную платформу. Однако система Volkswagen пошла дальше. Она стандартизирует отдельные фрагменты, к примеру, положение двигателя либо расстояние между педалями и передними колесами. Это позволяет существенно снизить себестоимость автомобилей. Ведь на изменение данных параметров приходится до 60% всех затрат при создании новых моделей.
К тому же такая стандартизация позволяет увеличить габариты машин в разные стороны. Компания легко может создавать автомобили различного размера, применяя общие компоненты, либо устанавливать такой двигатель, который предпочтет клиент. Новые Audi A3 и Volkswagen Golf создавались именно по такой схеме.
Подобный модульный подход – это серьезный козырь, который в том числе помог Volkswagen обойти Toyota и GM.
Volkswagen хочет стать мировым лидером по производству электромобилей
Новый глава VW Маттиас Мюллер, который занял этот пост в сентябре прошлого года, предложил новую стратегию развития, которая должна вывести компанию на новый уровень. Он хочет сконцентрироваться на выпуске электромобилей и беспилотных авто.
В этой сфере немецкий автогигант сильно отстал от своих конкурентов, так как был занят устранением последствий «дизельного» скандала. В это время Tesla и Гугл активно развивали данное инновационное направление. Однако Volkswagen не привык отставать и планирует быстрыми темпами наверстать упущенное.
Чтобы догнать конкурентов, немцы намерены к 2025 г. представить свыше 30 моделей электромобилей. Мюллер считает, что компания сможет продавать ежегодно более 2 миллионов таких машин. В компании создано специальное подразделение, которое займется разработкой беспилотников.
К концу этого десятилетия VW намерен разработать свою систему автопилота, которая сможет составить серьезную конкуренцию разработкам Гугла.
На реализацию идей нового главы немецкого автогиганта планируется потратить десятки миллиардов долларов.
Подведем итоги
Как же Фольксвагену удалось стать крупнейшим мировым автопроизводителем? Этому способствовал ряд причин:
- Выбор правильной стратегии развития;
Постоянная работа на результат;
Качественная разработка всех новых автомобилей;
Проработка всех мелочей;
Инвестирование в инновационные разработки;
Постоянное совершенствование и развитие.
Видео о том, как Фольскваген проверяет свои автомобили:
Источник: