Как «Петербургская Бастилия» разделила участь французской — mashamult.ru

новости

ОТКРЫТИЕ ОТЛОЖИЛИ

Строительство Литовского тюремного замка было завершено в 1787 году, во время царствования императрицы Екатерины II. Зодчий – Иван Старов, построивший в Петербурге и его окрестностях несколько зданий, которые по праву считаются шедеврами мировой архитектуры. Среди них Троицкий собор в Александро-Невской лавре, Софийский собор в Царском Селе, Таврический дворец, Князь-Владимирский собор.

«Иван Егорович Старов шесть лет прожил в Париже, где изучал французскую архитектуру, – говорит историк и экскурсовод Татьяна Трефилова. – И потому неудивительно, что при проектировании Литовского замка, который задумывался как тюрьма, в качестве образца он взял знаменитую Бастилию».

Литовский замок был воздвигнут в 1787 году. А через два года, 14 июля 1789-го, в Париже возбужденная толпа завладела Бастилией, началась Французская революция. Уже фактически на другой день начались работы по сносу тюрьмы. Некоторые специалисты считают, что именно это обстоятельство побудило российские власти отложить открытие темницы.

«На протяжении более чем тридцати лет в здании были расквартированы различные полки. А дольше всех – Литовский мушкетерский полк. Отсюда и название замка», – объясняет Татьяна Трефилова.

В ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

В 1817 году в Россию прибыл член Лондонского общества улучшения тюремного порядка Вальтер Веннинг. Получив разрешение российских властей, Веннинг тщательно изучал ситуацию в двадцати казематах. После чего подал на имя императора Александра I «Доношение о состоянии русских тюрем». Англичанин представил монарху три проекта тюрьмы, где заключенные будут содержаться в человеческих условиях. После некоторых раздумий Александр I распорядился вернуться к давней идее: открыть тюрьму в Литовском замке.

Замок надо было реконструировать с учетом современных тогда тенденций в «тюремном деле». Этим занялись архитекторы Иосиф Шарлемань и Петр Плавов.

«Здание было перестроено, – рассказывает Татьяна Трефилова. – В замке появились церковь, больницы, камеры для мужчин и женщин, камеры для дворян и простолюдинов, а также отделения, куда арестованных направляли в зависимости от тяжести совершенных ими преступлений». В годы царствования императора Николая I, который тяготел к порядку во всем, разные арестанты носили куртки с воротниками разных цветов: например, воры – желтые, а бродяжки – зеленые. Заключенные разных отделений общаться друг с другом не могли. При этом женщины содержались в гораздо лучших условиях, чем мужчины».

Всего имелось 103 камеры, тюрьма была рассчитана на 600 заключенных, хотя число арестантов порой достигало тысячи. Дворян размещали в камерах на два-три человека, простолюдинов – в камерах на десять-двадцать человек. Посещать заключенных разрешалось только самым близким родственникам – матерям, отцам, женам, мужьям, детям – два раза в неделю. Надо сказать, что маленькие дети иногда находились в замке вместе со своими мамами.

На крыше существовавшей при тюрьме церкви Спаса Всемилостивейшего была установлена скульптура – два ангела с крестом. Бытовало поверье: по ночам ангелы спускаются с крыши, ходят по длинным коридорам замка и стучатся в двери камер, где сидят приговоренные к смертной казни преступники. И после этого некоторым смертникам смягчают наказание.

Была еще и часовня, куда могли заходить не только заключенные и работники тюрьмы, но и люди с улицы. В дни больших религиозных праздников петербуржцы приносили в часовню пожертвования.

НА КАРТИНЕ – ТЕРРОРИСТКА

Среди узников Литовского замка было немало знаменитых личностей. Например, писатель Александр Куприн. Он неделю просидел в камере за дебош в ресторане, во время которого «оскорбил полицейского чина».

Целый год в Литовском замке содержалась революционерка Вера Засулич, которая «прославилась» тем, что стреляла в петербургского градоначальника Федора Трепова. Правда, в замке она оказалась по другому делу.
Напомним, что после покушения на Трепова присяжные оправдали Засулич, что спровоцировало в стране волну терроризма, венцом которого стало убийство 1 марта 1881 года императора Александра II.

«Оправдание присяжными Засулич – это во многом заслуга защищавшего ее на процессе адвоката Петра Александрова, – утверждает директор Института истории и социальных наук РГПУ имени А. И. Герцена доктор исторических наук Роман Соколов. – Преобладавшие в ту пору в российском обществе настроения побуждали юристов участвовать в подобных процессах. Порой даже бесплатно. Оправдательные или мягкие приговоры делали адвокатов очень популярными, что впоследствии они успешно монетизировали».

По невероятному стечению обстоятельств 1 марта 1881 года в Петербурге открылась передвижная выставка, на которой демонстрировалась картина художника Николая Ярошенко «У Литовского замка». На полотне была изображена Вера Засулич. Картину с выставки быстро убрали, в дальнейшем она бесследно исчезла. По эскизам и другим материалам художник написал картину «Террористка», которая находится сейчас в Кисловодске, в Мемориальном музее-усадьбе художника Николая Александровича Ярошенко.

В Литовском замке частенько бывал популярный в середине XIX века писатель Всеволод Крестовский. Здесь он собирал материал для имевшего тогда успех у читающей публики романа «Петербургские трущобы». По его мотивам в девяностые годы прошлого века был снят популярный сериал «Петербургские тайны».

РЕШИЛИ СНЕСТИ

Двадцать седьмого февраля (по старому стилю) 1917 года замок был захвачен и подожжен состоящей из матросов и рабочих судостроительных предприятий толпой. Заключенные вышли на свободу. На протяжении 12 лет в центре Петрограда – Ленинграда по соседству с Мариинским театром, где собиралась нарядно одетая публика, стояло разрушающееся здание. Бывший Литовский замок облюбовали воришки, попрошайки и другие антиобщественные элементы. В 1929 году городскими властями было принято решение о сносе замка. На его массивном и прочном фундаменте возвели жилой комплекс, первую часть построили в 1930-е годы, вторую – уже после Великой Отечественной войны.

Источник: spbdnevnik.ru

Добавить комментарий