Ирина Лисова: «Хорошей истории всегда найдется место в жизни» — mashamult.ru

новости

Детская литература, по мнению обывателя, кажется вещью совершенно не обязательной и в то же время очень нужной, чтобы воспитывать подрастающее поколение. Такой вот парадокс. Из поля общественных дискуссий она практически всегда выпадает. У нас и дети, по привычке, не читают, и детских писателей со времен Маршака и Барто нет. А между тем хорошая детская литература была у нас и в 1990-е, и в нулевые, есть и сейчас. Правда, существовала и существует, как сирота. Вспоминают о ней, только когда нужна, и при этом довольно утилитарно – «чему эта книга учит ребенка?».

А ведь детская книга, как и любое другое художественное произведение, не только учит (как мы привыкли со школы). Детская книга – это прежде всего разговор. Беседа не только через текст, но и вокруг текста. Но никак не служанка педагогики, которая должна непременно чему-то научить. Это, пожалуйста, к учебникам. Детская книга – это, конечно, игра. Это приключение и путешествие. И порой это дружба на долгие годы. Ведь мы очень часто вспоминаем полюбившихся нам литературных героев.

Первые книги попадают в руки маленьких читателей и «на зуб» к ним еще в совсем раннем детстве. Тут и пестушки, и потешки, и цикл «Игрушки» Агнии Барто, и «Яблочки-пятки» нашей современницы Анастасии Орловой. Дальше, закономерно, в мир детства входят игровая поэзия, первые коротенькие прозаические истории и сказки, книжки-картинки, виммельбухи. Дальше читатель растет, растет с ним и читательский интерес. Кто-то любит сказочные истории, кто-то – реалистическую прозу, кто-то выбирает приключения.

При этом важно, чтобы на читательском пути в самом его начале рядом с ребенком был взрослый. Не только выбирал ему книги, но и читал их, играл в них. Ведь семейное чтение – очень нужный, хоть и уходящий, вид досуга. Но что может сблизить больше, чем приключения, которые вы пережили вместе, эмоции, которые испытали вместе благодаря книге?

Иногда мне, как детскому писателю, задают вопрос: «Что делать, ребенок не читает? Сидит только в гаджетах. Как заставить его читать?» И чаще всего оказывается, что родители, страстно мечтающие усадить чадо за книгу, сами давно ничего не читают и книгами не интересуются. «Тогда почему вы решили, что ваш ребенок должен читать, раз вам это совершенно не интересно?» – удивляюсь я.

Второй по популярности вопрос: «Как заставить ребенка читать классику или те книги, что родители считают важными?» Но ведь у ребенка, как и у любого читателя, есть право выбора. Он может и должен читать то, что захочет. Ведь чтение – это досуг. С классикой его познакомят в школе. А в книгах, которые выбирает ребенок для самостоятельного чтения, он хочет найти ответы на важные для себя вопросы. Пусть для родителей они и кажутся порой чепухой и ерундой.

Многих пугают современные книги для детей, к незнакомым авторам нет доверия. Взрослые часто по инерции желают заполнить полки в детской теми книгами, которые сами читали в детстве. Носов, Сотников, Благинина, Бианки, Гайдар – прекрасные авторы. Но порой реалии в их книгах современным детям недоступны, потому что ушла эпоха. А у родителей, а вернее сказать, уже у дедушек и бабушек, порой нет времени и желания что-то объяснить о том времени. Ведь им-то там все знакомо и понятно. Но Носов, Сотников, Гайдар писали о тех ребятах и для тех ребят, которые жили в то время. А для современных детей и о современных детях пишут авторы, которые живут здесь и сейчас. Да, имен много, и в них трудно разобраться. Но если приложить немного усилий, то можно найти хорошую книгу и для себя, и для своего ребенка и отлично провести время за семейным чтением.

Да, детской книге в современном мире часто приходится конкурировать с компьютерными играми, телевизором и множеством активностей, которые предлагаются детям. Но я верю в то, что для хорошей истории всегда найдется место в жизни. Кстати, не обязательно на бумаге. Ведь электронные книги или экран того же телефона никто не отменял.

Источник: spbdnevnik.ru

Добавить комментарий