На прошедшей неделе состоялось неприметное на первый взгляд событие. В состав Королевских ВМС Канады вошел патрульный ледокол Margaret Brooke – второй корабль типа Harry DeWolf. А несколько недель назад с румынской верфи на достройку на головную норвежскую верфь пришел норвежский патрульный корабль ледового типа Jan Mayen проекта P6615. Это два очень крупных корабля: первый водоизмещением 6400 тонн, второй – 9800 тонн. В Канаде, например, давно уже не строят кораблей таких размеров, а норвежские патрульные станут вообще самыми крупными в европейской Арктике. Для сравнения: ранние эсминцы американских ВМС Arleigh Burke были водоизмещением чуть менее 8 тысяч тонн.
Арктические патрульные корабли будут оснащены серьёзными радарами, но слабым артиллерийским вооружением, и единственное значимое оружие могут нести вертолеты, которые будут на них базироваться. А опционно они могут нести торпеды, но не исключено, что они могут быть вооружены и более мощным вооружением.
Корабли могут выполнять ряд операций, включая транзиты на дальние расстояния, поисково-спасательные работы, наблюдение за добычей нефти, вести разведку, сопровождение караванов, эскадр и преодолевать почти метровые льды.
Группировка этих патрульных кораблей в сложной ледовой обстановке, например на трассе Северного морского пути, даже своим присутствием может создать серьезные проблемы. Серия канадских арктических патрульных ледоколов может достичь шести кораблей, норвежских – трех, а с учетом уже стоящего на вооружении норвежского универсального патрульного корабля Svalbard флот норвежских патрульных ледоколов к 2024 году составят четыре очень эффективных корабля.
Кстати, Svalbard, построенный в 2002 году, стал своеобразным прообразом этого типа кораблей – и по конструкции, и по функционалу. Что DeWolf, что Jan Mayen похожи на него, как родные братья.
Судя по всему, на Svalbard оглядывались и проектировщики «Ивана Папанина», головного корабля проекта 23550 «Арктика»/«Ермак». Его спустили на воду в 2019 году, сейчас его достраивают на Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге, передача заказчику планируется в 2024 году. Еще два корабля заложены и строятся, на четвертый подписан контракт. До 2026 года все корабли будут переданы заказчику.
По размеру и водоизмещению наши патрульные корабли будут мало чем отличаться от одноклассников у норвежцев и канадцев, но по техническим параметрам и вооружению, судя по всему, будут их превосходить. В первую очередь у проекта 23550 выше ледовый класс, «Иван Папанин» сможет преодолевать льды толщиной 1,7 метра, дальность плавания составить 10 тысяч миль, мощная энергоустановка общей мощностью 14 мегаватт. Универсальность проекта позволяет патрульному кораблю быть ледоколом, пожарным судном, спасателем, буксиром, носителем десантных катеров, выполнять как военные, так и гражданские, гуманитарные миссии. С военной точки зрения корабли проекта 23550 превосходят и канадцев, и норвежцев. Помимо более мощного орудия 76-мм, артустановки АК-176М, корабль несет два зенитных автомата АК-630М и четыре пулемета «Корд», также опционно он может быть вооружен переносными зенитными комплексами и противокорабельными крылатыми ракетами «Калибр».
Вооружение и повышенный ледовый класс могут показаться излишними, однако расстояния, на которых будут работать корабли проекта 23550, и возможная ледовая обстановка не позволяют быть менее могущественными. Однако, по мнению руководителя экспертного центра «Помор» Тимофея Суровцева, есть и своя «ложка дегтя»: пока на плаву и достраивается один «Иван Папанин», два только строятся, а четвертый еще не заложен. В современной России уже были ситуации, когда даже заложенные и спущенные на воду корабли так и оставались на верфях. При этом у той же Канады в строю уже два корабля, норвежцы обещают принять на вооружение Jan Mayen. На фоне повышения градуса в Арктике – и во всех смыслах – этих кораблей явно не хватает уже сейчас!
«Напомню, у наших партнеров по Арктическому совету и оппонентов по противостоянию с НАТО таких кораблей будет десять, и не факт, что они не продолжат свои серии: ходили разговоры, что американская береговая охрана может взять в аренду канадские патрульные ледоколы. Тогда их количество может увеличиться за счет новых заказов», – считает Тимофей Суровцев.
Так или иначе, флотская арктическая группировка пополнится серьезными кораблями, превосходящими одноклассников, с прекрасным функционалом, однако застарелая болезнь российского флота – бросать на середине хорошие проекты на серии из нескольких кораблей – может проявиться и здесь, и мы можем остаться с четырьмя кораблями на 7300 километров Северного морского пути и на миллион квадратных километров акватории, на которой, в рамках «большой арктической игры», будут устраивать «гонки» новейшие иностранные патрульные ледоколы.
Источник: