В ОП РФ назвали механизмы поддержки исполнителей фольклора
Создать базу качественных современных этноколлективов и исполнителей предложили участники круглого стола на тему «Поддержка независимых фольклорных коллективов в условиях санкционного давления», который прошел 6 апреля в Общественной палате РФ.
В ситуации экономического кризиса, вызванного антироссийскими санкциями, оказались независимые этноколлективы и фольклорные исполнители, чья гастрольная деятельность приостановилась. Для многих из них выступления на зарубежных площадках составляли существенную долю дохода в сравнении с нерегулярными гастролями по России.
А ведь именно эти люди — хранят уникальные музыкальные традиции многочисленных народов нашей страны и интегрируют их в современную музыкальную культуру, делают понятными молодому поколению.
«Многие из этих коллективов и исполнителей могут не выжить, если мы сейчас не придумаем систему, чтобы они получили гастроли внутри страны, а молодежь не узнает, что у нас есть такая музыка. Поэтому нам нужны четкие механизмы осуществления поддержки наших этномузыкантов. При этом важно, чтобы в этот механизм попали не случайные люди, а те, кто делает качественную, интересную, может быть, не бесспорную музыку, но имеющую возможность для будущего развития», — пояснила Маргарита Лянге, заместитель председателя Комиссии ОП РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, модератор круглого стола.
Участие в дискуссии приняли Сергей Старостин, этнограф, певец, автор песен, музыкальный продюсер; Наталья Сербина, фольклорист, музыковед, исполнитель украинской народной музыки; Ежевика Спиркина, этномузыколог, лидер и художественный руководитель финно-угорской группы OYME; Владимир Осинский, аранжировщик, саунд-продюсер; Владимир Кальян, продюсер, музыкальный эксперт, автор проекта «Радио Кальян FM»; Елена Тюрина, руководитель Фестиваля северной музыки «Манящие миры — Этническая Россия» и другие творческие этноколлективы и исполнители:
Патриарх фольклористики Сергей Старостин обратил внимание, что фольклорный исполнитель, в отличие от «звезд» массовой культуры, — штучный товар, и зарабатывать таким музыкантам всегда сложно — в продвижении этих исполнителей не заинтересована «желтая» пресса, теле-шоумены, топовые радиостанции и т.д.
«Этническое музыкальное движение носит характер личностный. Это продукт эксклюзивный, с ним сложно иметь дело. Но сегодня, когда самоидентификация, как никогда, выходит на первый план, им надо заниматься», — убежден он.
Участники круглого стола рассказали, что в организации концертной деятельности независимые фольклорные коллективы сталкиваются с большими сложностями: у них нет специальных площадок, а филармонии не всегда соглашаются пускать этномузыкантов в свои залы, опасаясь низких сборов. Вообще система продвижения этномузыки в стране в целом и среди молодежи в частности отсутствует: катастрофически мало фестивалей этнических музыкантов; в теле- и радиоэфире, не говоря уж о школе, практически отсутствуют образовательные программы, рассказывающие о том, что такое фольклор, этника, культурный код российской нации. Музыканты пожаловались на нехватку продюсерских центров, которые могли бы заниматься организацией концертных туров внутри России, ориентированных прежде всего на молодежь.
Эксперты указали на отсутствие консолидированного сообщества независимых фольклорных исполнителей, которым, как они считают, на данном этапе необходимо интегрироваться в уже действующие программы и проекты Минпросвещения и Минобрнауки России, Росмолодежи и таким образом получить финансирование на свою деятельность. Кроме того, важно давать больше информации о деятельности этноисполнителей — сообщество должно заявлять о себе на разных площадках, например, выступая в качестве спикеров на различных мастер-классах, фестивалях и т.д.,
Делясь опытом выступления на разных площадках в регионах России, они отметили, что и в больших, и в малых городах зрители приветствуют таких исполнителей. Это говорит о том, что такой музыки не хватает и государственная поддержка гастрольной деятельности будет во благо не только независимым фольклорным коллективам, но самой широкой аудитории россиян.
Одна из самых насущных проблем независимых фольклорных исполнителей, которая на фоне беспрецедентного санкционного давления стала особенно актуальна, —финансирование. Председатель Комиссии ОП РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, модератор круглого стола Владимир Зорин напомнил, что сегодня различные культурные инициативы получают гранатовую поддержку и через Фонд президентских грантов, и через Президентский фонд поддержки культурных инициатив. Он также отметил, что проекты, связанные с краеведением, народным творчеством, сохранением исторического наследия многочисленных народов, населяющих территорию РФ, — в зоне особого внимания экспертов. Это одно из важных направлений, дающих финансовую поддержку, которому этномузыкантам следует уделить больше внимания.
Также эксперты обратили внимание, что многие независимые фольклорные исполнители существуют как ИП и фонды, для которых уже предусмотрена система мер государственной поддержки — важно понять, что это за поддержка.
По мнению Маргариты Лянге, работа с независимыми фольклорными исполнителями должна начаться с создания базы качественных современных этноколлективов и исполнителей, которых можно рекомендовать к государственной поддержке. Владимир Кальян напомнил, что кто-то должен верифицировать творческие коллективы и исполнителей, которые войдут в эту базу, поэтому необходимо возрождать художественные советы.
Среди предложений участников дискуссии — продвижение этнической тематики в программы филармоний, в практику школ и музеев; возрождение системы фестивалей, в том числе профильных: славянской культуры, финно-угорской культуры, тюркской культуры, культуры кроёных малочисленных народов и т.д.. создание продюсерского центра по типу АНО «Русские сезоны»; организация совместного с РЖД проекта «Агитпоезд национальных культур». Отдельного внимания заслуживает встраивание независимых качественных фольклорных коллективов в уже существующие проекты «Большие гастроли» Минкультуры России.
Эксперты пришли к выводу, что поддержка независимых этноисполнителей — это комплексная, межведомственная история, которая с одной стороны является задачей государственной национальной политики, с другой — задачей культурной политики сохранения самобытности и тесно переплетается с задачами просвещения и образования. Сформулированные по итогам дискуссии предложения будут направлены во все профильные ведомства и структуры.