С этим местом в Петербурге связано столько легенд, что и сам он иногда кажется не архитектурным памятником, а мифом. Построен потому, что безымянному солдату явился святой Михаил и дал полезный совет. Цвет стен навеян цветом перчатки любимой женщины императора Павла I. В основе проекта – эскиз того же императора-романтика, чей призрак и сегодня бродит по коридорам и окрестностям.
С другой стороны, это вполне материальный объект. Часть Русского музея, место проведения выставок и не только. И вот – масштабный этап реставрации исторических интерьеров.
Большой тронный зал замка изначально был оформлен по проекту архитектора Винченцо Бренны, но ни одной торжественной церемонии в нем провести не успели.
Впоследствии инженер-генерал Петр Сухтелен, которому новый император выделил в замке квартиру, устроил здесь библиотеку. Позже в ней разместился Архив Инженерного департамента. Теперь, после реставрации, стены зала снова затянуты зеленым бархатом с золотым шитьем (как при Павле I), да и книжные шкафы остались на своем месте.
Покои камер-фрейлины Анны Протасовой (они же жилые помещения Сухтелена, они же модельные комнаты Инженерного замка, они же – фонд редкой книги Центральной военно-морской библиотеки) отреставрированы «с ориентацией на планировку и состояние интерьеров середины XIX века».
С одной стороны – никакой ясности, полное смешение времен. С другой… есть такая теория, что время – просто еще одно измерение. И если подняться на ступеньку выше (как мы, трехмерные существа, поднимаемся над плоскостью), окажется, что все в этом мире одновременно. И нет смысла сносить неактуальные памятники, переименовывать улицы. Историю все равно не переделаешь, не сотрешь даже те ее фрагменты, которые сейчас кажутся лишними. Все это было и есть – во времени, в нашей памяти.
Источник: