– Валерий Алексеевич, сколько лет вы уже тренируете в школе «Зенит-84»?
– Здесь я с 2015 года, сейчас у меня команда ребят 2004 года рождения. Я их набрал на зимних каникулах в начале 2020 года. Впервые работаю с командой, в которой ни один человек до 15 лет не занимался футболом.
– Как интересно! Принято считать, что в таком возрасте уже поздно учить играть в футбол, почти невозможно поставить технику работы с мячом.
– С одной стороны – интересно, а с другой, конечно, сложно с игроками, которые очень многого не умеют в футболе. Они занимались другими видами спорта – кто-то играл в волейбол, кто-то в баскетбол, кто-то занимался единоборствами. Физически крепкие, с характером. Один парень, бывший борец, сразу стал много забивать, за счет своей напористости, умения продавить защитников. Главное – чтобы сами ребята любили играть в футбол. А то некоторые позанимаются, а потом пропадают. Могут месяц не ходить на тренировки, потом вдруг появляются. Спрашиваешь, почему не ходил, а он отвечает: «Мотивация пропала». Я говорю: «Может, мне надо тебе платить, чтобы была мотивация?»
– Название вашей школы «Зенит-84» должно вызывать у родителей юных футболистов уважение. Ведь они отдают своих детей тренироваться у легендарных чемпионов СССР.
– Честно говоря, половина родителей этих ребят вряд ли знает, кто мы такие. В школе работают, кроме меня, Юрий Желудков, Сергей Веденеев, раньше еще занимались с детьми Николай Ларионов, Сергей Кузнецов, Сергей Дмитриев. А сами ребята тем более не знают про нас. Они даже Ленина не знают. Я как-то после матча в раздевалке спросил: «А кто такой Ленин?», они ждали, что я буду игру разбирать, все рты раскрыли и молчат.
– Ну да, футболиста с такой фамилией не было.
– Да, я добавил: «За какую команду играл Ленин? За «Зенит» или «Спартак»?» Наконец, один сказал: «Ленин – это вождь», вспомнил что-то. Я его спрашиваю: «Вождь какого племени?» Он не смог ответить. Ленина не знают, а вы говорите про чемпионов СССР из «Зенита»!
– Надо ли знать футболистам, кто такой Ленин?
– Думаю, что не только футболистам, а всем молодым людям надо знать, кто это. Тогда я объяснил ребятам, кто такой Ленин, и сказал, что очень удивлен тем, что они его не знают. Как же так – не знать, в честь кого город назывался много лет? Есть же названия – площадь Ленина, Ленинский проспект. Нельзя не знать истории своего города, своей страны. Но нынешняя молодежь отвечает, что они в любой момент могут войти в Интернет, задать в поиске вопрос и быстро все узнать, если будет надо.
– С нынешним поколением трудно найти общий язык такому опытному тренеру, как вы?
– Ребята неплохие, но они живут совсем в другом мире – гаджеты, компьютеры, Интернет… Их трудно увлечь спортом. В моем детстве развлечений было мало. Дома сидеть было скучно – черно-белый телевизор, всего две программы. Как только заканчивались уроки в школе – все шли играть в футбол, зимой – в хоккей, и не только – я и в лапту играл на своей улице на Охте, и в другие игры. Сейчас дворового футбола совсем нет, а это была хорошая школа. Я после школы забегал домой, бросал портфель и шел играть. Сперва с ребятами своего возраста, потом приходили парни постарше, всех с площадки прогоняли, а меня оставляли, потом приходили самые старшие и они меня могли оставить с собой играть. У меня был хороший удар, я мог сделать длинную передачу.
– Есть мнение, что «дикий», дворовый футбол лучше воспитывает характер игрока, помогает развивать лидерские качества. Мол, в спортшколах у тренеров могут быть любимчики, а в дворовых командах такого нет.
– Я с детства любил футбол. Когда с мамой шли в «Детский мир», то я шел не к танчикам или пистолетикам, как многие мальчишки, а к мячикам. Мой отец, Алексей Алексеевич, работал тренером команд в клубе завода «Северный пресс». Я много времени с ним проводил – в спортзалах, на стадионах. В восемь лет меня взяли в школу «Зенит», не по протекции отца, я сам прошел отбор. Тогда в ней работали тренерами бывшие знаменитые футболисты – обладатель Кубка СССР 1944 года Борис Левин-Коган, игроки пятидесятых-шестидесятых Станислав Завидонов, Вадим Храповицкий. Кто-то из них периодически уходил работать в команду мастеров, потом возвращался в школу. Это были хорошие тренеры, любимчиков у них не было.
– Вы уже в 19 лет, в 1975 году, дебютировали в «Зените», но в основном составе не сразу закрепились. Почему?
– В центре обороны играл Владимир Голубев. Могу сказать, что это был мой кумир. Один из лучших защитников в нашем футболе, играл в сборной СССР, его Лобановский приглашал в киевское «Динамо». Я понимал, что мне, молодому, его не переиграть. Это как в последние годы с вратарями ЦСКА – у них нет шансов выиграть конкуренцию у Игоря Акинфеева. Я играл за дубль, тогда дубль был совсем не то, что сейчас молодежный состав. Дублеры тренировались вместе с основой, а двусторонние матчи на базе на Удельной проходили в упорной борьбе. За дубль регулярно играли по несколько опытных футболистов из основы, чтобы получать практику, не растерять форму. Потом меня призвали на срочную службу, я перешел в команду второй лиги «Динамо» из Кирова. Решил, что чем раньше отслужить, тем лучше.
– Правда ли, что в те времена даже в командах второй лиги платили футболистам больше, чем в «Зените»?
– Так и было. В Кирове я получал оклад 160 рублей и премии, а ведь считался солдатом срочной службы. Из Кирова меня пригласили на просмотр в московское «Динамо», они к нам приезжали на товарищеский матч и выиграли с большим трудом в один мяч. Я прошел с ними сборы, тренировался с игроками сборной СССР, которые выступали в еврокубках. Тогда у «Динамо» был очень сильный состав – вратари Пильгуй и Гонтарь, защитники Новиков, Никулин, Бубнов, полузащитники Минаев, Максименков, Толстых, нападающие Гершкович, Якубик. Во мне был заинтересован тренер Александр Александрович Севидов, но его тогда «ушли» из клуба за то, что он где-то в загранпоездке общался с эмигрантами. Новые тренеры предложили поехать в ставропольское «Динамо», помочь им выйти в первую лигу. Сначала сказал, что не очень туда хочу, тогда сказали, что отправят дослуживать в обычную часть, я сразу согласился. В Ставрополе все было хорошо, платили нормально. Уже из Ставрополя меня пригласили в днепропетровский «Днепр», но мне позвонил Павел Федорович Садырин и пригласил вернуться в «Зенит» – я не раздумывал.
– Какой у вас самый памятный матч в «Зените»?
– Да все время выступлений за «Зенит» для меня как прекрасный сон. Особенно запомнились два матча в 1984-м, когда собирался полный стадион имени Кирова – с киевским «Динамо» в чемпионате и в полуфинале Кубка СССР с «Факелом» из Воронежа. Перед игрой с «Факелом» мы уже знали, что все билеты проданы, но когда вышли на поле, услышали, как нас встречают болельщики… Такое не забудешь. Воронеж был командой первой лиги, но мы так волновались, что выиграли с огромным трудом, забили только в дополнительное время. Жаль, что в финале Кубка я не смог сыграть из-за травмы.
– Защитник должен уметь нарушать правила?
– Нарушать правила можно по-разному. Есть такое понятие «тактический фол». Надо это делать не грубо, лучше так, чтобы судья не заметил. Хорошему защитнику надо уметь слегка подтолкнуть нападающего, чтобы выиграть борьбу за мяч, чтобы выше выпрыгнуть. Кстати, нападающие тоже умеют нарушать правила.
– С какими нападающими вам было интересно бороться?
– О, тогда были большие мастера! Например, Олег Блохин из Киева – у него была не просто высочайшая скорость, он еще умел внезапно менять направление бега. Получал мяч, я бежал, чтобы его встретить, а он оказывался в совсем другой точке штрафной площади. Виталий Старухин из «Шахтера» был большой хитрец. Вот он стоит рядом с тобой, шутит, анекдот рассказывает, а вдруг подача, и он ускользнул и забил.
– Вы закончили играть в 29 лет из-за серьезных травм?
– Травмы были, но не такие тяжелые, чтобы заканчивать. Вообще, это сейчас играют до 35-37 лет, а в мое время игрокам уже в 28 лет начинали говорить, что пора бы уходить. В «Зените» у меня с Садыриным случился конфликт, о котором я рассказывать не хочу, пусть это останется между нами. Я стал играть мало, задумался об уходе. Были предложения от других команд. Можно было поехать, неплохо заработать. Но я получил от «Зенита» квартиру, если бы уехал из Ленинграда, то пришлось бы квартиру потерять. А у меня семья, ребенок родился, где жить? К тому же тогда мало было заработать деньги, надо было еще иметь связи, ведь ничего нельзя было просто так купить, все надо было доставать. Получилось, что я пришел к начальнику команды Владимиру Павловичу Корневу подписывать заявление об уходе, он спросил, что думаю делать дальше, есть ли предложения. Я ответил, что пока не решил, и он мне тут же сказал, что есть место тренера в школе «Зенит». И в тот же день за мной на базу заехал Станислав Петрович Завидонов и увез в загородный спортивный лагерь. Так я начал работать тренером. Среди тех, кто у меня занимался в СДЮШОР «Зенит», были игрок сборной России Дмитрий Сенников, Максим Усанов, который играл в США в лиге MLS, Борис Купецков, известный в мини-футболе.
– Вы же работали не только с детьми и юношами, но и на профессиональном уровне – в «Зените»-2, в «Металлурге» из Новокузнецка в первой лиге.
– В Новокузнецке народ больше любит хоккей. На футбол приходило мало зрителей. И в первой лиге нашу команду видеть не хотели. Судьи просто «убивали», так в домашнем матче с одним солидным клубом еще в первые двадцать минут назначили два пенальти, а про матчи на чужих полях и говорить нечего.
– В Петербурге вы тренировали команду «Русь», чьи владельцы заявляли о больших амбициях, о планах выступать на высоком уровне, но проект вскоре закрылся, как это происходило в нашем городе неоднократно. Ваше мнение – чего все же не хватает в Петербурге для создания серьезной профессиональной команды?
– Скажу, что людям, которые берутся создавать футбольные клубы в Петербурге, надо по-настоящему любить футбол. А то бизнесмены начинают проект, что-то не получается, и они уже через год-два бросают.
– Ходите сейчас на матчи «Зенита»? Ваше мнение об игре команды Сергея Семака, о ваших коллегах – защитниках? Как вам молодой Данила Прохин?
– На новый стадион хожу редко, хотя клуб нам, чемпионам СССР, выделил абонементы в ложу, нас подвозят на автобусе. Но очень уж долго после игры приходится выбираться, большие пробки. Стараюсь смотреть все матчи по телевизору. Защитники хорошие, хотя Ловрен в матче со «Спартаком», прямо скажем, начудил. Думаю, что если ему предложить специально так сыграть, перебросить мяч грудью через вратаря, то у него это вряд ли получится. Бывают даже у опытных защитников такие ошибки. Данила Прохин мне нравится, у парня есть хорошие задатки. Но ему надо играть, чтобы расти. Может быть, стоит уйти в аренду, чтобы набраться опыта. Вообще, «Зенит» в России играет мощно, полностью переиграли «Спартак», могли забить не три мяча, а гораздо больше. А вот в Лиге чемпионов, конечно, команда огорчила. Надеюсь, что через год «Зенит» сыграет в Европе лучше.
Источник: