Описание автомобильных дорог Финляндии: история, особенности строительства и ремонта, интенсивность движения, ограничения. Видео про дороги Финляндии.
Содержание статьи:
История
Сеть автомобильных дорог
Интенсивность движения и ограничения
Особенности строительства и содержания дорог
Видео про дороги Финляндии
Поездка по Финляндии может быть одним из лучших способов посетить множество городов и увидеть одни из самых захватывающих пейзажей в мире. Безопасность финских дорог значительно улучшилась за последние десять лет, что отражается в дорожной статистике, где количество погибших ежегодно сокращается. Дорожные условия хорошие, и в стране отличная сеть дорог, по которым можно добраться из одного места в другое.
Финские трассы не представляют собой ничего выдающегося для многих жителей российской Карелии (и, конечно, самих финнов), но все же есть ряд интересных моментов, которые стоит изучить, прежде чем отправиться в путь.
История
На протяжении веков Финляндия, как и Россия, была известна своими плохими (или несуществующими) дорогами. Но это мало кого беспокоило. План национальной дорожной сети, состоящей из 30 автомагистралей, был впервые представлен лишь в 1933 году.
Не многие дороги были построены до войны, а тротуаров за пределами городов в то время вообще не существовало. До конца 1940-х годов большинство финских дорог были узкими гравийными просёлками. После войны артерии в юго-восточной части страны отошли к СССР; большинство из них все еще действует, хотя в основном это второстепенные трассы; некоторые до сих пор не заасфальтированы. Номера утраченных дорог финны позже присвоили другим маршрутам.
Большая часть основной дорожной сети сформировалась между 1950-ми и 1980-ми годами. Как и в США, помимо очевидных преимуществ наличия хороших автострад, это был важный проект по трудоустройству.
Первую финскую автомагистраль построили в 1962-м (между Хельсинки и главным пригородом Эспоо). Строительство междугородных автомагистралей планировалось начать в 1970-х, но мировой нефтяной кризис приостановил реализацию планов. Некоторые широкополосные трассы появились лишь в 1980-х.
Строительство автострад в широком масштабе стартовало в 1990-х. В настоящее время национальная сеть автомобильных дорог считается более или менее завершенной: модернизация продолжается, но крупных проектов не планируется.
Сеть автомобильных дорог
В Финляндии весьма плотная сеть автомобильных дорог, и между большинством пунктов назначения существует несколько альтернативных маршрутов. Таким способом движение распределяется более равномерно, и большинство дорог не подходят к лимиту пропускной способности (и не изнашиваются быстро).
Особо следует отметить, что все автомагистрали поддерживаются в хорошем состоянии, хотя за пределами «Большого Хельсинки» нет крупных городов с населением свыше 300 000 человек (даже в Тампере 230 000, а в подавляющем большинстве иных населенных пунктов меньше 100 000). Если сравнивать с российскими условиями, то густота покрытия – главная особенность финской дорожной сети. В то время как основные российские магистрали улучшаются, их все еще слишком мало, а многие второстепенные находятся в плачевном состоянии, где бы ни находились.
Сеть автомобильных дорог Финляндии организована грамотно. Они делятся на пять категорий, всем присваивается уникальный номер, облегчая навигацию. В пределах одной категории цифры обычно увеличиваются к северу страны.
Основные национальные транспортные артерии обозначаются цифрой на красном фоне. Это своего рода каркас внутригосударственной дорожной «паутины». Путешествуя по стране длинными перебежками, вы наверняка проведёте на этих шоссе большую часть пути. Почти все крупные магистрали именуются национальными дорогами. Шоссе с 1 по 7 расходятся по часовой стрелке от Хельсинки, 8-10 – от Турку, 11-13 – от Тампере (это три самых больших города в стране). Остальные соединяют другие важные точки. Самой длинной считается «Национальная дорога 4» протяжённостью 1295 км – она тянется практически через всю страну с юга на север.
Второстепенные трассы обозначены жёлтым. Это ответвления от основной сети, подходы к небольшим городкам и пунктам пересечения государственной границы. Качеством равны национальным.
Региональные шоссе обозначаются белым цветом. Это маловажные маршруты, предшественники новых дорог и подъезды к маленьким населённым пунктам. Их качество может сильно отличаться: некоторые неотличимы от национальных трасс, другие могут быть крайне узкими и извилистыми, есть даже однополосные. Кое-где отсутствует искусственное покрытие, но это редкость – гравийных только 2-3%.
Номера соединительных дорог размещаются на синем фоне. Они похожи на региональные, но доля грунтовых дорог здесь намного выше.
Вторичные соединительные дороги с 5-значной нумерацией зачастую не обозначаются – как правило, это очень короткие маршруты и подходы к деревням.
Здесь высока доля частных дорог (обычно с черными указателями без номеров), но если нет ворот или запрещающих вывесок, по ним позволяется свободно ездить («право на перемещение» – очень важная вещь в Финляндии). Легче ориентироваться позволяет цвет поворотных указателей:
-
синий фон используется по умолчанию;
зелёный – для автотранспортных маршрутов;
белый – для местных направлений;
жёлтый – для временных дорог и объездов;
коричневый – для туристических направлений;
чёрный – для частных дорог.
Общая протяженность дорожной сети – около 454 тыс. км, включая городские улицы и объекты местного значения, не принадлежащие к общей схеме нумерации, 78,2 тыс. км автомагистралей, дорог с твердым покрытием и гравийных дорог плюс частные и промышленные дороги (большинство расположено в местах лесозаготовок). Этого вполне хватает, учитывая низкую плотность населения и отсутствие массивных транспортных потоков (львиная доля грузоперевозок осуществляется водным путём).
Есть несколько европейских маршрутов: они подпадают и под европейскую классификацию, и под «местную». Например, национальные дороги 4 и 7 также обозначены как E75 и Е18. Нет никаких сборов, платных автострад, мостов или туннелей – как и планов по их введению.
Любопытно, что у финнов своеобразный подход к определению «настоящей автомагистрали». Не все дороги, даже если выглядят подобающе и имеют соответствующие ограничения скорости, считаются таковыми официально. В настоящее время разрабатывается несколько новых автострад, но ничего особенного. В основном это добавочные участки, разгружающие самые «активные» дороги в стране.
Пробки в Финляндии редкость. Вы можете услышать жалобы от финнов, но никогда – от туристов. Их отношение к интенсивности движения совершенно иное, чем у жителей центральноевропейских мегаполисов: для финна задержка на пару минут равносильна «перегруженной дороге».
На второстепенных путях сообщения машин обычно крайне мало, и путешествия проходят лишь в компании солнца и красивых пейзажей. Дороги часто имеют только гравийное покрытие, но поддерживаются в хорошем состоянии – только весенняя распутица может быть немного проблематичной.
Лес – «золотой запас» Финляндии, единственный крупный природный ресурс. Поскольку лесозаготовки являются важной отраслью (конечно, всё делается ответственно – деревья заново высаживаются, так что общий баланс не страдает), существует много немаркированных лесозаготовительных дорог. Обычно они проходимы на любой машине и оканчиваются петлей в лесной глуши, где могут развернуться и легковушки с собирателями грибов-ягод, и лесовозы.
На некоторых опасных участках автомагистралей устанавливаются ограждения, в том числе и многокилометровые «лосиные заборы». Однако они не защищают на 100% от встреч с животными, и надо быть предельно внимательными при вождении в лесных районах – звери не всегда пытаются выйти на дорогу только там, где стоят заборы.
Интенсивность движения и ограничения
В общедоступной сети нет платы за проезд. Традиционное ограничение скорости вне городов – 80 км/ч, иногда 100. Превышения случаются редко, однако и медленное движение не приветствуется. Обычно все водители едут с примерно одинаковой скоростью, и поток течёт равномерно.
Скорость передвижения по автомагистралям повышается до 120 км/ч. Многие автомобилисты предпочитают ехать медленнее, но поскольку машин мало, при надобности их нетрудно обогнать. Предел снижен до 100 км/ч или ниже возле городов и на участках дорожных работ. Кое-где установлены электронные указатели, меняющие ограничения в зависимости от дорожных условий. Обычно они сопровождаются информационными табло, показывающими температуру воздуха и дорожного полотна для предупреждения о возможной опасности гололеда.
В городских центрах и густонаселённых жилых районах скорость ограничивается 50, 40 или даже 30 км/ч, иногда повышается до 60-80. Пешеходные переходы сопровождаются светофорами, указателями и разметкой, есть много подземных коммуникаций с удобными пологими спусками для велосипедистов, детских колясок или людей с ограниченными возможностями.
Что касается камер, применяются как мобильные, так и фиксированные средства контроля скорости, поэтому не торопитесь, если не хотите жертвовать свои деньги местным властям.
Отличительной особенностью здешней автодорожной сети являются паромные переправы: несколько десятков (более 40) различного размера раскиданы по всей стране. У некоторых есть расписание, другие отправляются только по запросу. Раньше их было больше, но со временем они заменились мостами. В основном все паромы бесплатны, кроме нескольких частных переправ и круизных туров на Аландские острова, в Эстонию и Швецию.
Особенности строительства и содержания дорог
Финляндия расположена на твердой породе. Балтийский, или Фенноскандинавский щит – хорошая основа для строительства дорог. Но местность изобилует холмами, озёрами, выходами на поверхность скалистых пород и прочими неудобствами рельефа, так что для прокладки относительно прямой дороги часто необходимы горные работы. А на маршрутах, ведущих через участки вечной мерзлоты, леса и болота, методы строительства в основном направлены на армирование рыхлых торфяных участков (железобетонные плиты, листовая сталь, полистирол, пенобетон, геосетки, геотекстиль, химическая стабилизация), глубокий дренаж и отведение влаги за пределы проезжей части, противодействие разрушительным морозам и продление срока службы дорожного полотна.
Здешний климат не так суров, как в Сибири или на Аляске. В большинстве регионов он напоминает питерский, только более морской, с умеренно мягкой зимой и прохладным летом.
В крайней северной провинции, Лапландии, условия намного сложнее: температура нередко доходит до +30 летом и -40 зимой, так что состояние дорожных веток на севере и юге отличается. Пусть они не идеальны, однако сложно найти труднопроходимую или просто неудобную для езды из-за серьёзных повреждений. Небольшие выбоины встречаются, особенно после весеннего таяния снегов, но быстро заделываются.
Финны – люди бережливые и чаще прибегают к замене плохих участков вместо нового покрытия всей дороги. Это не всегда выглядит эстетично, но позволяет безопасно путешествовать на любой скорости. Дорожные службы реагируют быстро, обнаруживая «самые слабые звенья» и устраняя проблемы до появления серьёзных последствий.
Автомагистрали в Финляндии открыты круглый год, даже в Лапландии (неудивительно, ведь зимний период может длиться около полугода на севере). Снегопады часто вызывают задержки и увеличивают риск аварии, но дороги редко перекрываются. Зимой их обслуживают снегоочистители. Иногда их «солят», как в России, только более экономно, а в жилых массивах посыпают мелким гравием, который весной собирают. На быстрых автострадах его не используют, чтобы не повредить лобовые стёкла.
Второстепенные маршруты обычно ничем не посыпают, и они представляют собой ленту из утрамбованного снега. Работает также сеть зимних снегоходных трасс (в основном в Лапландии). Большинство паромов тоже работает круглый год (некоторые из них – мощные ледоколы). Зимой закрываются лишь те переправы, у которых есть альтернативный маршрут.
Заключение
Финская дорожная сеть находится в отличном состоянии, обеспечивая обществу эффективное и быстрое передвижение по всей стране. Пробок нет, ориентироваться несложно, водители спокойные и законопослушные, а окружающие пейзажи великолепны. Путешествовать по Финляндии легко и приятно – это признают все туристы.
Видео про дороги Финляндии:
Источник: