Аркадий Ратнер и Эрнест Серебренников много лет сотрудничали. Ратнер с 1976 года был одним из руководителей спортивной редакции Гостелерадио СССР, а с 1996-го по 1999-й руководил отделом трансляций спортивных каналов «НТВ Плюс», с которым также работал Серебренников.
По мнению Аркадия Ратнера, если в Петербурге многие знали Эрнеста Серебренникова как комментатора и ведущего передач, то для него он в первую очередь режиссер спортивных трансляций.
«Когда мне говорят, что Эрнест Серебренников – знаменитый комментатор, то я отвечаю, что такую оценку жителей Петербурга надо принимать. Он много работал в телевизионном эфире своего родного города. Но жаль, что оценка эта отодвигает на второй план главную его профессию, где был он истинным Мастером. Написать «выдающийся» не решаюсь, а рядом со словами «знаменитый, великолепный телевизионный режиссер», не раздумывая, ставлю десяток восклицательных знаков», – уверен тележурналист.
Аркадий Ратнер считает, что спортивные телережиссеры незаслуженно находятся в тени, о людях этой профессии пишут нечасто. «Режиссеров часто ругают: не то показал, что-то не заметил. Но сегодня оценивать их работу неудобно. Трансляции друг на друга похожи, идут по накатанной схеме, каждый эпизод тщательно проработан, будь это, к примеру, передача о футбольном матче в российском чемпионате, в английском или в Лиге чемпионов. После забитого гола: крупный план отличившегося, объятия партнёров, четыре-пять повторов с разных точек, возвращение на общий план. Игра продолжается. Кстати, с Лиги чемпионов эта стандартизация и началась. Собирали вещателей из разных стран руководители турнира, рекомендовали, как лучше расставить камеры, как часто показывать тренеров, зрителей и очень важно, чтобы были хорошо видны рекламные спонсорские щиты», – полагает бывший руководитель Гостелерадио.
Аркадий Ратнер вспоминает, что Эрнест Серебренников по наработанным стандартам не работал, вряд ли он их вообще принимал: «Режиссер, говорил Эрнест, не должен просто нажимать кнопки на пульте в телевизионном автобусе, а стараться передать свое отношение к тому, что выпускает на экран. Потому на московской Олимпиаде 1980 года его трансляции соревнований пловцов получили наивысшую оценку именитых иностранных специалистов. Не увлекался Эрнест Наумович, как многие его коллеги, незнакомыми прежде на советском телевидении техническими новинками (камеры на дне бассейна, обилие аппаратов замедленного повтора). К обязательным повторам на старте, на финише, при поворотах искусно добавлял иные, выделяя самое интересное, что происходило во время заплыва. Крупные планы особенно запоминались. Потому что были они не просто перебивками при переходе с одного общего плана на другой, а в нужное время возникали лица людей, о наблюдении за которыми заранее договаривались с оператором».
Для Серебренникова режиссура трансляций была настоящим творчеством, уверен Ратнер. «В каждом репортаже присутствовала хорошо продуманная и обсужденная с творческой бригадой его идея. К примеру, в трансляции матча хоккейного ЦСКА был осуществлен сценарный план с условным названием «Борис Михайлов – капитан команды». Ни на секунду не отвлекаясь от игры, в паузах ненавязчиво включал Серебренников крупные планы героя, снятые камерой, все время наблюдавшей только за ним. Был Михайлов по-спортивному злой, прикрикивавший даже на знаменитых своих партнеров по тройке – Валерия Харламова и Владимира Петрова, не щадя себя, сражался в каждом эпизоде, не знал покоя на скамейке в минуты отдыха. Сложился телевизионный мини-очерк о Борисе Михайлове. Думаю, о характере капитана узнали зрители не меньше, чем из публикаций о нем во многих печатных изданиях», – убежден известный деятель телевидения.
Одну из последних работ Серебренникова в конце 1990-х вновь отметили во многих европейских телекомпаниях, вспоминает Аркадий Ратнер. «В Петербурге проходил командный чемпионат Европы по лёгкой атлетике. Предстояла сложнейшая трансляция. Работали три ПТС (передвижных телевизионных станции). Одна показывала события на беговой дорожке, вторая – соревнования прыгунов, третья – метателей. Режиссер должен реагировать мгновенно, выбирая самое важное из трёх самостоятельных «картинок». Опыта не было. Центральное телевидение показывало лёгкую атлетику очень редко. Поэтому помогать режиссеру направили в автобус сотрудника международной федерации. Но его помощь не потребовалась. Эрнест Наумович самостоятельно принимал абсолютно правильные решения. Немногие знали, что накануне вместе с советчиком он составил предварительные сценарные планы для всех номеров программы. Так вот ревниво, стараясь высоко держать уровень своей работы, готовился Серебренников к ответственным репортажам», – рассказал ветеран спортивного телевидения.
Тележурналисту из Москвы коллега из Ленинграда-Петербурга запомнился интеллигентностью, эрудицией, умением не только давать советы, но и внимательно их слушать. «Все это плюс, повторюсь еще раз, высочайший профессионализм ставят Эрнеста Серебренникова в число самых уважаемых людей российского спортивного телевидения», – сказал Аркадий Ратнер.
Источник: