Статья об альтернативных видах топлива для машин, плюсы и минусы разных видов. В конце статьи — интересное видео об альтернативных видах автомобильного топлива.
Содержание статьи:
Гибридные автомобили в России
Альтернативные виды топлива
- Масличное
Топливо из отходов
Водородное
Газ
Видео об альтернативном топливе
Европейская ассоциация автопроизводителей заявляет обо все увеличивающемся объеме продаж гибридов и прочих автомобилей, функционирующих на альтернативном топливе.
Лишь за 1 квартал 2017 года электромобилей было продано почти на 30% больше, а машин с двигателями, работающими от природного газа, на 10%. Активнее всего на альтернативное топливо переходят испанцы, немцы и англичане, а вот россияне пока категорически отвергают подобную инженерную затею. Почему в отличие от прогрессивных европейцев отечественные автолюбители скорее пойдут на нефтяной кризис, чем пересядут на гибриды?
Гибридные автомобили в России
Следует сразу прояснить – назначением гибридных автомобилей является комфортное движение, но никак не покорение скоростей. Поэтому почти все они имеют программные ограничения по скорости, до уровня которой электромотор не будет дополнительно задействовать ДВС (двигатель внутреннего сгорания).
Несомненными преимуществами таких моторов являются:
- экономия топлива от 15 до 40% в зависимости от модели автомобиля;
практически мгновенный разгон электромотора даже без переключения передач;
увеличение проходимого без дозаправки расстояния. Если закончится топливо в одном из двигателей, то можно дотянуть до заправки на следующем;
снижение выбросов углекислого газа в атмосферу;
гибриды и электромобили попадают под государственную программу налоговых льгот.
Хотя в Европе владельцев таких машин либо весьма существенно освобождают от налога, либо полностью.
Если все так радужно, то почему россияне не спешат их приобретать?
Цена, которая выше любой другой популярной модели на 25-30%, что сразу отпугивает потенциальных покупателей. Стоит ли новомодный автомобиль таких средств?
Количество автозаправочных станций и сервисов в России слишком мало, поэтому в случае поломки или во время длительного переезда водитель может столкнуться с серьезными проблемами по обслуживанию машины.
В тех же сервисах, которые существуют, благодаря их дефицитному характеру, цены на услуги таковы, что проще самому разобраться в механизме.
Каждые 6-7 лет придется менять аккумуляторную батарею, стоимость которой вкупе с самими работами выльется в цену небольшого бюджетного автомобиля. А российский климат и перепады температур могут еще больше сократить его жизненный срок. Кроме того, использованный аккумулятор придется соответствующим порядком утилизировать.
Из-за отсутствия спроса на гибриды не существует и вторичного рынка. Таким образом, после приобретения такого автомобиля владельцу придется ездить на нем до самой старости, своей или машины.
В совокупности все эти факторы на данный момент делают любой автомобиль, кроме бензинового и дизельного, не практичным и недоступным для России.
Альтернативные виды топлива
Суть поиска иных источников топлива — в сохранении невозобновляемых ресурсов планеты. Исследования в данном направлении ведутся уже давно в совершенно разнообразных направлениях. Может быть, на газовых и электрических автомобилях научный прогресс и не остановится.
Масличное топливо
Еще сам Рудольф Дизель, создавший одноименный двигатель, на заре XX века предложил использовать растительное сырье в качестве топлива. Он разработал модель двигателя, работающего на арахисовом масле.
Сейчас официально подтверждено, что идея жизнеспособна, а сырьем для топлива способны послужить не только арахис, но и соя, рапс, семена подсолнечника, хлопок и даже пищевые отходы. По своим техническим качествам биотопливо ничем не отличается от традиционного дизельного, зато является абсолютно экологичным и биоразлагаемым после использования.
В Евросоюзе и Америке фермеры уже не одно десятилетие сами выращивают и используют биомассу как топливо для собственной сельскохозяйственной техники. Таким топливом можно без риска заправлять полный бак дизельного автомобиля, а также смешивать его с классическим дизелем в любой пропорции.
Достоинства:
- универсальность для любого дизельного мотора;
идентичные условия хранения со стандартным топливом;
продление жизни двигателю благодаря высоким смазочным характеристикам;
удобство транспортировки, хранения и применения с связи с пониженной воспламеняемостью;
отсутствие классических выхлопных газов;
возможность непрерывно производить сырье;
минимальный уровень выброса углекислого газа;
безотходность производства;
топливная независимость для стран, не имеющих нефтяных источников.
Недостатки:
- пока производство биотоплива не столь широко распространено, его продуцирование в больших объемах обходится дороже классического топлива;
расход биотоплива существенно выше, а производимая автомобилем мощность – ниже;
экономисты многих стран уверены, что задействование больших площадей для выращивания сырья для биотоплива приведет к мировому голоду.
Топливо из отходов
Компания Daimler Chrysler стала одной из первых, разработавших и выпустивших под собственным лейблом синтетический дизель из древесных отходов.
Изучение процесса термического растворения древесины начали еще столетие назад страны без собственных нефтяных ресурсов. А сейчас и лесопромышленные предприятия России, располагающиеся в отдаленных регионах и испытывающие дефицит топлива, начали собственные разработки. При содействии Государственного центра лесопромышленного комплекса был создан проект минизавода, который будет утилизировать отходы лесозаготовок. Это поможет снизить топливную зависимость от централизованных поставок и одновременно избавиться от неиспользуемых древесных отходов.
Аналогичным способом можно производить топливо не только из опилок, но и любых отходов сельского хозяйства и человеческой жизнедеятельности. Пока данное биотопливо смешивают с соляркой для повышения экологичности двигателей.
Преимущества:
- может использоваться как самостоятельное топливо или в качестве присадки;
очень низкий уровень вредных выбросов;
переработка отходов;
огромные запасы сырья.
Недостатки:
- больший расход при меньшей мощности;
на данный момент необходимы большие финансовые вложения для организации достаточного количества производств.
Водородное топливо
Уже сейчас GM, Honda, Hyundai, Mercedes-Benz, Toyota постепенно готовят к выпуску автомобили, функционирующие на водородном топливе. Пока весь процесс тормозит стоимость внедрения технологии, так как для набора топливных элементов нужна сверхдорогая платина в качестве катализатора.
Сам же водород планируется добывать разнообразными способами: Honda делает его путем солнечных станций, отделяющих водород от кислорода от, другие автопроизводители рассматривают варианты получения его из сельскохозяйственных отходов или посредством электролиза. Однако все признают, что внедрение новой технологии на данном этапе повысит стоимость любого бюджетного автомобиля до люксовой версии.
Преимущества:
- высочайшие энергетические свойства;
не абсолютная экологичность, но более высокая по сравнению с бензином;
бесшумность двигателя;
бесконечная сырьевая база.
Недостатки:
- стоимость получения водородного топлива в разы выше, чем бензина;
дороговизна и сложность устройства автомобильных водородных заправок;
несовершенство технологий применения, транспортировки и хранения топлива такого рода;
высокая стоимость и вес элементов, необходимых для работы двигателя на водородном топливе;
опасность возгорания при соприкосновении с обычным топливом.
Газ
Само по себе изменение конструкции автомобиля для установки газобаллонного оборудования – процедура дорогостоящая и серьезная, в ряде случаев лишающая автовладельца гарантии на машину.
С другой стороны, экономия становится очевидна уже на первых же километрах, преодоленных на газу. Это наиболее возможная альтернатива бензину и дизелю из всех вышеперечисленных. Сейчас на газу – пропане или метане — ездит довольно много коммерческого автотранспорта, частники переходят на него менее активно. Отличие между двумя видами газов таковы:
- метан дешевле на 10-15%;
метан имеет меньше примесей;
оборудование для пропана более технологично и стоит в 2-3 раза дешевле;
жидкий пропан можно использовать для бензинового оборудования;
пропановый баллон в разы компактнее;
заправки для пропана более распространены;
дозаправка на пропане потребуется в 3-4 раза реже, чем на метане.
Преимущества:
- наиболее очевидное достоинство – снижение расходов на заправку в 2 раза;
если газовое топливо внезапно закончится, автомобиль будет способен преодолеть еще несколько километров;
бесшумность двигателя;
повышение срока жизни двигателя, поршней и свечей за счет отсутствия отложений;
снижение расходов на масло за счет его меньшего разжижения под воздействием газа;
отсутствие выхлопных газов.
Недостатки:
- высокая стоимость установки соответствующего оборудования;
общее утяжеление автомобиля и уменьшение полезного пространства в багажном отделении;
более высокий расход газового топлива;
снижение мощность автомобиля и затрудненный пуск при низких температурах.
Многолетние беспрерывные исследования и разработки в части альтернативных видов топлива вселяют определенный оптимизм, заставляя надеяться на сохранение столь важных природных ресурсов. К сожалению, пока можно наблюдать осторожность водителей в переходе на уже опробованные автомобильные варианты и большие трудности во внедрении новых технологий.
Смогут ли ученые совершить технологический прорыв, а автовладельцы — распрощаться с бензином? Пожалуй, в текущем десятилетии мы этого не увидим.
Видео об альтернативном топливе:
Источник: