27 января на международном канале RTVI вышел новый выпуск программы «Легенда», гостем которой стала российский хореограф и руководитель шоу-балет «Тодес» Алла Духова. В интервью она рассказала о том, как папы относятся к тому, что их сыновья учатся танцевать, почему она скептически относится к феминизму, как Майя Плисецкая пригласила «Тодес» выступить на сцене Большого театра, а также поделилась мнением о действующей власти и оппозиционере Алексее Навальном.
Алла Духова — руководитель самого крупного шоу-балета «Тодес», который одним из первых стал выступать на большой эстраде и участвовать в номерах таких исполнителей, как София Ротару, Филипп Киркоров и Игорь Тальков, а также стал широко известен за пределами России. На счету шоу-балета проведение Todes Dance Battle, участие в церемонии награждения VI Реальной премии MusicBox, выступление на церемонии зажжения огня зимней Универсиады-2019 в Турине. Самое значимое выступление коллектива состоялось на премии Music Awards в Монте-Карло вместе с Рики Мартином и Мэрайей Кэри. «Тодес» дважды танцевал в балете Майкла Джексона во время его выступлений в Мюнхене и Сеуле. В 2014 году открыла Театр танца Аллы Духовой TODES в Москве, а в 2020 году — 127-ю школу танцев «Тодес».
Об энергетике танцев:
– Танец может выразить абсолютно всё. Может выразить жизнь. У нас даже есть спектакль, который называется «Танцуем любовь». И поэтому тут бесспорно: танец — это прекрасно. Человек приходит на спектакль с разным настроением, агрессивный как ежик. Допустим, привела жена на аркане, что происходит часто. При слове «балет» мужчины сразу реагируют особенно, не очень хорошо. Я люблю наблюдать метаморфозы, которые с ними происходят. Он представляет, что сейчас ему нужно будет это выдержать. И начинается наш спектакль. Я смотрю: сначала он вытягивает шею, а потом глаза загораются. Они уже совершенно другие. И когда в конце спектакля этот человек, на которого 1,5 часа назад невозможно было смотреть, кричит радостный, счастливый: «Браво!». И встает, и вскакивает, и выходит с таким настроением, и говорит: «Ребят, вы знаете, ваш театр называется «таблетка для настроения». Если что-то в жизни не задалось, мы покупаем билет, идем — и на целую неделю настроение держит нас».
О кодексе чести «Тодес»:
– Какие у нас правила? В зале мы не имеем права поддаваться унынию. У нас должен быть доброжелательный взгляд, направленный на педагога. В этом взгляде мы должны читать готовность и удовольствие от того, что человеку предстоит сделать. Потому что нет ничего хуже для хореографа или режиссера увидеть постную уставшую личность. У меня это всегда вызывает ярость. Я не могу смотреть.
– Что такое быть воспитанным «Тодес»? Это доброжелательно относиться к коллегам, с любовью, с вниманием, с уважением и быть дисциплинированным, любить свою работу, не опаздывать и добросовестно относиться к своему труду. Всё. Это же так просто.
О служебных романах в танцевальном коллективе:
– У нас в этом плане очень много семей и детей. Я понимаю, что у них совершенно нет времени на личную жизнь. И то, что они находят пары в коллективе — это, наоборот, хорошо. У нас создаются прекрасные семьи. Бывает, конечно, как и везде, что-то не сложилось: была в коллективе пара, а потом они раз — и разошлись. Она начала отношения с другим тут же в коллективе. Этот период надо пережить всем: мне, им. Потому что это влияет на работу. Но проходит какой-то период времени, он тоже кого-то нашел, все наладилось, и люди начинают общаться друг с другом. Напряжение из отношений уходит. И мы опять нормально работаем. Такое происходит редко, но бывает, как в любом большом коллективе, особенно, когда живем и варимся в одном котле долгое время.
О психологической поддержке артистов:
– Я не училась на психолога, но думаю, я бы делала успехи в этом направлении, потому что с детства жизнь заставила. И профессия заставила научиться общаться с людьми. Конечно, они бегут ко мне, если у них что-то происходит. Неважно, что. И радостью делятся, и всеми печалями, и приходится иногда и разбираться в каких-то взаимоотношениях. Бывает, просто устают. Я это вижу сразу, когда человек перестает гореть — с ним необходимо поговорить, взбодрить. А иногда нужно поддать волшебный пендель. Он необходим: кто зарвался, а кому нужна психологическая поддержка. Я научилась это видеть. Допустим, они заходят, я посмотрела на них и уже по глазам увидела, как они голову держат — я это моментально считываю. Это опыт работы с огромным количеством народу.
Об отношении отцов, чьи сыновья занимаются танцами:
– Папы осторожно к нам относятся по поводу мальчиков. Но когда все наши дети начинают тренироваться, тренер всегда говорит, что они самые координированные и с ними легче всего работать. Они понимают, откуда что проистекает во время тренировки. Они понимают свое тело. Я понимаю, у кого-то может быть больше физической силы, у кого-то способностей в каком-то виде спорта. Но что касается восприятия, что им говорит тренер, мальчики усваивают материал намного быстрее, чем все остальные. И у них в этом отношении прорыв, причем у всех.
Об отношении к феминизму:
– В этом движении ничего плохого нет. Но во всем должна быть золотая середина. На мой взгляд, пережимают. «Фотографка» — что это? Это не по-русски. Для меня это удивительно. Зачем это нужно?
О харассменте в Голливуде:
– Во-первых, никто тебя не насиловал — ты сама сделала свой выбор: или ты идешь на это, или ты не идешь. Если ты настолько талантлив, то тебя возьмут на эту роль, потому что ты принесешь кассовый успех. У каждого режиссера, продюсера в первую очередь уж точно не постельные истории. Поэтому это все совершеннейшая ерунда. А то, что «все смелые стали»: одна вспомнила, вторая. А сколько клеветы! Кто это сейчас докажет?
О любви к черному:
– Я ношу одно и то же, мне комфортно, мне хорошо. И я буду носить, пока не найду что-нибудь другое. Это плохо. Есть одна, две, три вещи, которые я ношу какой-то период, не вылезая из этого. Женщина должна находить время на себя и как-то меняться, да? Единственное, что я сделала — челку набок. Но надолго меня не хватило.
О гражданской позиции:
– Мы стараемся быть подальше от политики, даже времени на это нет, но я считаю, что у меня есть гражданская позиция. Что это такое? Это твое отношение к тому, что происходит: ты или за красных, или за белых. Я за справедливость. Если я считаю, что ты не прав, значит я тебе всегда скажу, что ты в этом не прав. И можешь обижаться на меня, не обижаться, но это неправильно.
Об альтернативе Владимиру Путину:
– На мой взгляд — а кто? Скажите.
– Навальный? Ой, нет!
О том, как Майя Плисецкая пригласила «Тодес» в Большой театр:
– Майя Михайловна — это чудо. Перед тем как она ушла, у нее должен был состояться юбилей в Большом театре, и она пригласила «Тодес» на свой вечер, включила в свой сценарий. До этого она нас увидела по телевизору: в Германии транслировался наш сольный спектакль. И она говорит: «Так, всё, «Тодес» у меня». Это мне уже потом рассказывали, как она нас увидела и как отреагировала. И мы очень гордились. Это то, ради чего мы трудимся, ради чего мы работаем. Ребята мечтали: «Вот, нам бы станцевать в Большом театре». Я говорю: «Вы не переживайте. Мы будем там. Мы на эту сцену обязательно попадем». И вот так случилось.