30 лет назад, 12 июня, ленинградцы проголосовали за возвращение городу первоначального имени – Санкт-Петербург.
Идея возвращения городу имени, с которым он появился на свет, появилась не внезапно в 1991 году. Еще во время перестройки ряд общественных движений заявляли, что городу нужно вернуть имя. Но, конечно, тогда общественные инициативы в первую очередь касались возвращения исторических названий улицам, площадям, проспектам: Гороховой, Сенной площади, Большой и Малой Морской улицам, Ланскому шоссе – а это был проспект Смирнова.
Все эти инициативы концентрировались в Совете по экологии культуры при Ленинградском отделении Советского фонда культуры, который имел большое влияние на Ленгорисполком. В 1989 году Ленгорисполком подготовил первое постановление о возвращении названий улицам и площадям.
То, что все происходило в рамках Фонда культуры, показало горожанам, что возвращение имени не имеет политической окраски. Не секрет, что для многих вопрос был неразрывно связан с политикой: заменить имя Ленина на имя святого Петра. Для кого-то имя Владимира Ильича – тоже священное. Они говорили: зачем мы его будем менять? А мы объясняли, что речь не об умалении того или иного исторического деятеля – Герцена или Гоголя, а речь о восстановлении естественного хода вещей, о возвращении к истокам, чтобы не было больше насильственных переименований, пусть даже в Петроград.
Первым в Ленсовете с идеей устроить референдум выступил Виталий Скойбеда. Его больше интересовал политический аспект. Но депутаты, которые поддержали идею, большей частью прониклись культурной составляющей.
Когда люди голосовали на этом опросе, 54 процента при явке свыше 60 процентов поддержали возвращение имени. Из них 5-10 процентов думали о политике, а большая часть говорили: да, давайте вернем то имя, с которым город был основан. Это очень важно, что культурная составляющая победила политику.
Я являюсь автором формулировки вопроса о возвращении городу первоначального имени. Почему именно такая? Противники говорили, что если переименуем город, то будут огромные расходы, а нужны ли они в сложный период, когда ничего нет в магазинах, а Невский перекрывают табачные бунты. И именно поэтому вопрос звучал: «Желаете ли вы возвращения нашему городу его первоначального названия – Санкт-Петербург?» И это «желаете» не предполагало обязательного переименования.
А если бы было «Считаете ли вы необходимым…», то несколько процентов не поддержали бы.
В Кирове два раза проводили референдум по возвращению первоначального названия. И два раза референдум оказался в пользу сохранения имени Кирова. А ведь имя Вятка – хорошее имя, и до сих пор город его себе не вернул. Наверное, там организаторы опросов не очень правильно разъяснили горожанам, какие цели у возвращения.
Источник: