Предприятие было основано люксембургским изобретателем по имени Генри Тюдор в 1897 году как акционерное общество русских аккумуляторных заводов «Тюдоръ». Это был первый аккумуляторный завод в России и филиал головного завода в Берлине.
Комплекс исторических корпусов был построен в 1900 – 1913 году близ реки
Карповки в Сурском переулке, он состоит из 10 краснокирпичных корпусов с водонапорной башней. Уникален этот завод не только как первопроходец аккумуляторной отрасли в России, но и благодаря своим научным достижениям. Например, источниками тока «Тюдоръ» в 1905 году снабжались русские подводные лодки «Щука» и «Пескарь». Также это предприятие было поставщиком для автомобильного парка императора Николая II. В 1919 году завод был национализирован и впоследствии неоднократно менял название, но при этом остался головным предприятием в отрасли.
Сегодня предприятие называется «АК «Ригель». Насколько известно, довольно большая часть площадей, в том числе в исторических корпусах сдается в аренду разным организациям.
Завод внес большой вклад в отечественную науку. По поводу архитектурной ценности исторической части можно сказать, что этот комплекс является важным образцом дореволюционной промышленной архитектуры Петербурга. В частности, протяженный южный корпус был вписан в изгиб Сурского переулка и сегодня служит напоминанием этого утраченного исторического топонима. Аналогично и с западным корпусом, который сформировал периметр комплекса по линии улицы Грота.
К сожалению, исторический комплекс промышленных зданий «Тюдоръ» до сих пор не имеет статуса даже выявленного объекта культурного наследия. Учитывая его историческую, научную, культурную и архитектурную значимость, статус памятника регионального значения был бы оправдан и справедлив.
Источник: