Александр Треугольников: «Железобетон позволил воплощать самые смелые архитектурные идеи 30-х годов» — mashamult.ru

новости

«Архитектурный комплекс ЛМК им. С. М. Кирова (с 1992 года «Самсон». – Ред.) – это один из первых образцов раннего советского промышленного конструктивизма наравне с комплексом второй трикотажной фабрики «Красное знамя» Эриха Мендельсона на Пионерской улице. Оба этих промышленных памятника начала 1930-х годов. Их значимость не только в самом статусе ранних образцов промышленной архитектуры в стиле конструктивизма, но и в масштабах комплекса и технологических решениях. По технологии строительства это рамные железобетонные несущие конструкции с заполнением. Именно железобетон позволил воплощать самые смелые архитектурные идеи того времени», – рассказывает Александр Треугольников.

Например, крупнопролётные конструкции крыш без стальных ферм и балок. Также эта технология позволила возводить высокие водонапорные башни с выносными (как бы парящими в воздухе) элементами, такими как, например, балконы и смотровые площадки, рассказывает краевед.

«На «Самсоне» это ярко выражено в виде водонапорной башни с большим, «парящим», выносным остеклённым балконом, то есть преобладанием массы в верхней части башни, а не в нижней. Это так же хорошо видно на примере водонапорной башни Якова Чернихова на заводе «Красный гвоздильщик». Именно за счёт армирования бетона конструкции стали более лёгкими и пластичными. В кирпичной архитектуре реализовать это было бы сложно. Поэтому в кирпичном стиле башни обычно похожи на пирамиды, когда масса преобладает снизу. Как пример – водонапорные башни завода «Красный треугольник», – говорит Александр Треугольников.

Также ценность «Самсона» заключается в единстве и последовательности архитектурного комплекса из четырёх корпусов, соединённых арками-переходами с производственным технологическим процессом, то есть архитектура комплекса жёстко вписана в технологическую цепочку производства: корпус «предубойного содержания скота» – корпус «убойно-разделочный» – корпус «утиль завод»  и корпус «холодильно-колбасный». При этом за счёт соединения арками-переходами корпусов между собой достигается непрерывность производственного процесса, отметил промышленный краевед.

Источник: spbdnevnik.ru

Добавить комментарий