Современные песни уступают хитам прошлого по напевности, тематике и искренности, считает поэт, автор-исполнитель, член Российской академии музыки, академик Российской национальной музыкальной премии «Виктория» Александр ШАГАНОВ.
Песни на ваши стихи исполняют едва ли не все топовые российские исполнители. Когда вы начали писать, вы об этом мечтали? Или это было творчество в чистом виде, и о славе вы тогда не думали? Как это всё случилось?
Когда я вступал в юности на эту сочинительскую стезю, то, конечно, не ведал о том, как сложится мой путь автора. Но у меня была мечта. Именно сочинять песни. Она была настолько трогательной (предпосылок к её осуществлению не наблюдалось) и в то же время глубинной (я окончил на хорошие оценки и школу, и престижный технический ВУЗ), что можно назвать судьбой. Мои стихи в годы становления были никому не нужны, иногда я отчаивался. И всё же верил в своё призвание. Творил по мере дарования. И более или менее весомые результаты случились в соавторстве с такими же начинающими композиторами и исполнителями. «С нуля». Будь то группы «Чёрный кофе», или «Любэ», или «Иванушки». Первые известные песни Игоря Матвиенко, Дмитрия Маликова. Мы вместе проходили одну дорогу.
Вы сами поёте. Вам не бывает жаль отдавать свои стихи другим? Не было мыслей вернуться на сцену в качестве исполнителя? И почему в своё время вы от этого отказались?
Вы знаете, никогда не жалел своих стихов. Тем более для друзей. Всё самое лучшее. Я им доверяю. Они уже окрепшие мастера. Но если встречу молодой талант, то и с ним поделюсь самым сокровенным. Потому что не все могут проникновенно доложить народу песенное слово. Мой выход на сцену, которым очень дорожу, – он всё же относится к жанру «автор-исполнитель». В нём свои плюсы и минусы. Как я говорю, «мои песни знают многие миллионы русскоговорящих людей, и немногие знают, что их автором является некто Шаганов». Такая, увы, специфика жанра. Где очень негативно потрудилось и современное телевидение, затолкав фамилии сочинителей в «братские могилы» титров, что идут пару секунд в конце программ. У меня достаточно творческих встреч на моём исполнительском уровне. Смею заверить: они проходят с душой.
Не так давно вы выпустили видео «Русский вечер». Как на него отреагировали ваши коллеги-артисты? Чем ещё собираетесь порадовать своих поклонников?
Вот эта песня с музыкой Игоря Крутого звучала всего один раз. На моём творческом вечере в Кремле в 2003, вроде, году. В исполнении Николая Баскова. А ведь сами стихи я считаю для себя программными. Мой «брошенный ребёнок». Так не годится. И теперь я записал её сам. Лучше всего прокомментировал Владимир Пресняков-старший: «Саша, она очень подходит к тебе и по манере исполнения, и к твоему характеру». И зрителям тоже нравится.
Как вы оцениваете сегодняшние тексты песен? Не обидно ли вам, что сейчас в моду вошли несвязные кричалки, лишённые какого-либо смысла?
Увы, сегодняшний уровень песенного стихосложения не всегда находится в том накале, что был у предыдущих великих поколений. По напевности, тематике, искренности. Да и по песенной рифме.
Когда-то песни писали на стихи. Теперь зачастую слова пишут к готовой музыке. Это неизбежно сказывается на качестве песен, или у вас иная точка зрения?
Как сказать. Вот смотрите: поэт Леонид Петрович Дербенёв практически все свои работы сочинил на предложенную уже готовую музыку. Композитор Евгений Павлович Крылатов писал только на стихи. Николай Николаевич Добронравов очень верно заметил: «Сочинить стихи на готовую мелодию – это то же самое, что перевести музыку на язык слов. Чем талантливее музыка и созвучнее тебе, тем легче». Я же замечу, что все «большие» песни в России имеют в своём наличии безупречный песенный материал. Россия – страна поэзии.
Слушаете ли вы подобную молодежную модную музыку, и как к ней относитесь?
Слушаю, но не как эксперт. Прежде всего, хотелось бы большего мелодизма!
Вы член Российской академии музыки, входите в жюри Российской национальной музыкальной премии «Виктория». Скоро начнётся приём заявок на «Викторию-2020». Как у вас хватает сил отслушать и отсмотреть столько материала?
Всегда с удовольствие отслушиваю отобранные работы. И благодарен за такую подборку. Она объективно иллюстрирует музыкальный год. Я высвобождаю несколько часов и в кабинетном пространстве, повторюсь, отслушиваю их все при хорошем звуке.
На ваш взгляд, уровень работ, представленных на премию, растёт или, наоборот, услышанное и увиденное вас расстраивает?
Идёт так, как идёт. В конце концов, возможно, это и отражение жизни. Но не хватает положительных эмоций. Много депрессии в песнях, уныния. Что ни песнь, то болезнь. Впрочем, касается это и кинематографа, и театра. Задора мало и задушевности.
А сколько ваших стихотворений превратилось в песни? И есть ли среди них песня, которой вы больше всего гордитесь?
Все они мне дороги, как дети. За ними мой труд, вдохновение, удачи и промахи. Достаются они мне, ой, как не просто. Я не обладаю талантом Моцарта, чтобы «раз и на матрас». И вы же не будете любить своих детей меньше от того, что у них что-то не получается. «Любимчики» есть. На музыку Матвиенко.
Некоторые ваши песни в прямом смысле слова ушли в народ. Для автора это, наверное, высшая награда?
Это огромное счастье – знать, что твоё песенное слово пригодилось. Что услышано народом. И нужно людям и в минуты отдохновения, и в минуты грусти. Как, например, случилось с песней «Выйду ночью в поле с конём…». Говоря словами Высоцкого, «мне есть что спеть, представ перед Всевышним. Мне есть чем оправдаться перед ним…».
Текст подготовила Наталья Пелехацкая.