Статья о самых интересных моментах истории концерна Фольксваген. В конце статьи — интересное видео об истории автомобиля Фольксваген Жук.
Содержание статьи:
- Рождение бренда
Хиппи-мобиль
Volkswagen Golf
Volkswagen – первый зарубежный концерн, открывший производство в США
Использование платформ других производителей
Убыточность концерна в начале 70-х годов
Стеклянная мануфактура
Снятые с производства модели Volkswagen в развивающихся странах
Volkswagen – мультибрендовая корпорация
Volkswagen – самый быстрый автомобиль в мире
Видео: Фольксваген Жук — история автомобильной легенды
Германия давно завоевала репутацию производителя качественных автомобилей всех ценовых категорий, но помимо «большой тройки»: BMW, Audi и Mercedes, а также десятка более мелких производителей, особняком держится концерн Volkswagen. Название этого бренда переводится дословно как «народный автомобиль», поскольку первоначально он создавался как производитель дешёвых транспортных средств.
Сегодня продукция этого бренда охватывает практически все ценовые категории, а подразделения разбросаны по всему миру. Рассмотрим же наиболее интересные факты из истории его создания и становления.
1. Рождение легенды
Первоначально, по основной версии появления «народного автомобиля», решение о создании бренда Volkswagen родилось после встречи Адольфа Гитлера и Фердинанда Порше, на которой обсуждалась идея создания доступного и простого транспортного средства для немецких семей.
Основным требованием к новой модели стало наличие полноценного пятиместного салона, низкий расход топлива и максимальная скорость, превышающая 100 км/ч. Согласно этой легенде, Порше предоставил первые на работки уже в 1934 году, после чего было принято решение о строительстве завода.
Германия середины 30-х годов прошлого столетия активно строила автомобильные дороги, которые уже тогда имели отличное покрытие, несколько полос в каждом направлении и многоуровневые развязки.
Однако ввиду необходимости развивать промышленность, в том числе и военную, основные расходы бюджета обходили население стороной, да и доступных моделей немецкие автогиганты не выпускали.
К началу массового производства Beetle автомобилем владел лишь каждый 50-й гражданин. Проблему автомобилизации нужно было решать, и идеальным инструментом для этого стал простой и очень дешёвый Volkswagen Beetle. Родство с Porsche прослеживается и в силуэте кузова, а также в самой компоновке – мотор располагался сзади.
2. Хиппи-мобиль
Volkswagen Beetle получился настолько удачным, что на его базе было сделано множество модификаций и даже автомобилей нового класса. Одним из них стал Volkswagen Transporter, он же Volkswagen Bulli. Самое интересное заключается в том, что эта машина сохранила заднемоторную компоновку, что, благодаря низкому оппозитному мотору, было сделать относительно несложно.
Спустя некоторое время на смену ему пришло второе поколение, которое принципиально ничем не отличалось, но благодаря переносу производства в Мексику успешно продавалось вплоть до второго десятилетия 21 века. Естественно, что микроавтобус получил новый двигатель, который наконец-то обрёл воздушное охлаждение, небольшой рестайлинг, но основа у него оставалась прежней. Автомобиль был чрезвычайно популярен у молодёжи и особенно у неформальных движений, за что и получил соответствующее прозвище «хиппи-мобиль».
3. Volkswagen Golf
Обойти стороной эту модель было бы непростительной ошибкой, ведь название автомобиля автоматически распространилось на целый класс транспортных средств по всему миру.
Именно благодаря Volkswagen Golf мы имеем такое понятие, как «гольф-класс».
Компактный хэтчбек с передним приводом и довольно скромным дизайном вовсе не претендовал на роль мирового бестселлера, но именно так и случилось. Автомобиль продержался на конвейёре 19 лет, что для зарубежного автопрома просто немыслимо.
Множество модификаций и версий, ориентированных на разные целевые аудитории, позволило достичь рекордных продаж. Golf пережил множество рестайлингов, модернизаций и смен поколений и даже вырос из собственного класса, но при этом остаётся эталоном надёжности и комфорта для семейных машин.
Несмотря на то, что переломным моментом в истории компании принято считать появление Passat первого поколения, переднеприводная платформа которого стала основой для многих последующих моделей, именно Golf обеспечил рекордные продажи марки.
4. Volkswagen – первый зарубежный концерн, открывший производство в США
Специфика североамериканского рынка такова, что транспортировка уже готового автомобиля через океан делает его неконкурентоспособным. Это особенно важно для бюджетных моделей, именно поэтому в 1976 году на базе уже построенного цеха фирмы Chrysler было начато полномасштабное производство Volkswagen Golf.
Примечательно, что в 70-х целевая аудитория компактных и экономичных автомобилей в США ещё не сформировалась, однако довольно скоро свои коррективы внёс топливный кризис и американцы по достоинству оценили передовую на тот момент модель.
5. Использование платформ других производителей
В условиях всеобщей глобализации использование узлов и агрегатов стороннего производителя – общепринятая практика, но Volkswagen зачастую использовал всю платформу целиком.
Так, минивен Sharan, разработанный совместно с компанией Ford, представлял собой практически точную копию модели Galaxy и отличался лишь некоторыми деталями отделки и возможностью выбора версии с фирменным немецким полным приводом.
А автомобиль Passat пятого поколения, представленный публике в 1996 году, был конструктивно унифицирован с моделями Audi А4 и А6, что позволило использовать и более мощные и крупные двигатели фирмы Audi, поскольку платформа предполагала классическое продольное расположение силового агрегата.
Если же рассмотреть более отдалённый исторический период, то в конце 60-х – середине 70-х совместно с фирмой Porsche выпускались и спортивные купе, официально получившие название Volkswagen-Porsche-914. Автомобиль оснащался двигателями рабочим объёмом 1,7 или 2,0 литра, что для спортивной модели было неприемлемо. Ввиду чего Porsche потерял часть традиционной целевой аудитории, зато приобрёл новую, которой доступная и простая машина пришлась по душе.
6. Убыточность концерна в начале 70-х годов
Несмотря на стабильный спрос на базовые модели, руководство компании отдавало себе отчёт в том, что концерну жизненно необходим качественно новый рывок. Именно поэтому с конца 60-х до начала 70-х годов астрономические суммы тратились на разработку новых моделей. Затраты были столь велики, что многократно превышали прибыль, и предприятие держалось за счёт накопленных резервов.
Ситуация резко изменилась с появлением в 1973 году первого поколения Passat , а спустя всего год стартовало и производство легендарного Golf, что позволило уже в 1975 году полностью покрыть все расходы за прошедшие несколько лет.
Заложенный в середине 70-х технический потенциал полностью не реализован и по сей день, находя отражение в доступных моделях для развивающихся рынков.
7. Стеклянная мануфактура
Несмотря на то, что основной целевой аудиторией концерна всегда был прагматичный средний класс, в 2002 году было принято решение о запуске премиальной модели Phaeton.
Поскольку для создания спроса в этом сегменте необходимо не просто создать достойный автомобиль, но и сформировать его имидж, был построен уникальный завод – Стеклянная мануфактура. Это здание в стиле хай-тек, наружные стены которого выполнены из стекла, а производственные помещения скорее напоминают респектабельный офис.
Особый шик проекту придавал паркетный пол и ландшафтный дизайн с эксклюзивным озеленением и водоёмами на прилегающей территории.
Даже при проектировании нового авто концерн стремился максимально сохранить концепцию «народного автомобиля», создавая модель для тех, кто не привык выделяться из толпы, что и стало причиной откровенно слабого спроса. Спустя более 10 лет выпуск Phaeton был прекращён, а уникальное предприятие переориентировано на выпуск электромобилей.
8. Снятые с производства модели Volkswagen в развивающихся странах
Конечно, современные реалии стран третьего мира таковы, что передовые разработки автомобильных гигантов там спросом пользоваться не будут ввиду высокой стоимости. Однако если говорить о Volkswagen, то перенос снятых с производства моделей в развивающиеся страны и их последующая модернизация и адаптация под реалии местного рынка носит поистине массовый характер.
Причём речь здесь идёт вовсе не о беднейших странах, которые не имеют собственной промышленности, но и о такой автомобильной державе, как Китай. Именно в Поднебесной автомобили Santana (реинкарнация Passat родом из начала 80-х годов) и Jetta (седан, построенный на платформе Golf второго и третьего поколений) стали одними из самых массовых.
Китайцы по достоинству оценили немецкое качество и просторные салоны, а местные подразделения Volkswagen регулярно проводят рестайлинг и модернизируют агрегатную составляющую.
На этом фоне тот факт, что в Бразилии Beetle первого поколения и Transporter второго поколения выпускались вплоть до конца 2010-х, удивления не вызывает. Более того, наследник легендарного Golf — Volkswagen Pointer, построенный на платформе третьего поколения, вполне успешно продавался и в России.
9. Volkswagen – мультибрендовая корпорация
Мало кто знает, но головной компании Volkswagen принадлежат марки Audi, Skoda, Seat и даже Aleko. И если Audi продолжает работать над собственной линейкой автомобилей, сотрудничая лишь в научно-техническом плане, то Skoda и Seat полностью перешли на использование платформ головного предприятия.
Что же касается Aleko, то под этим названием выпускались экспортные версии Москвича 2141, а в 2013 году, когда завод перестал существовать как в действительности, так и на бумаге, правоустанавливающие документы были выкуплены фирмой Volkswagen. Тогда многие ожидали появление супер бюджетной модели под этим названием, но дальнейшая судьба этого проекта до сих пор не известна.
Помимо этого, концерну принадлежат также люксовые подразделения Bentley, Lamborghoni и Bugatti. И если с первыми двумя марками особых проблем не было, то приобретение Bugatti буквально спасло этот бренд от угасания, ведь именно инженеры Volkswagen довели до серийного производства легендарный Veyron.
Вопреки широко распространённому убеждению маркетологов, немецкий концерн вовсе не стремится максимально дифференцировать продукцию своих подразделений. Наоборот, модели Skoda и Volkswagen отрыто конкурируют по всему миру. Как считают в руководстве компании, лучше предоставить покупателю выбор из нескольких однотипных машин своих марок, нежели заставить его выбирать между одной моделью Volkswagen и несколькими – от сторонних конкурентов.
10. Volkswagen – самый быстрый автомобиль в мире
Речь идёт, естественно, об автомобиле в традиционном понимании этого слова, без ракетных двигателей и фюзеляжа от истребителя, которые способны перевалить за отметку в 1000 км/ч. Если вспомнить тот факт, что Bugatti входит в состав группы компаний Volkswagen, а при создании Veyron активно использовались инженерные наработки последнего, в частности двигатель, то максимальная скорость в 432 км/ч – скорее достижение именно производителя «народного автомобиля».
Самое удивительное, что концепт этого суперкара был представлен публике ещё в 1999 году, а достигнутые показатели не удалось превзойти ни одному серийно выпускаемому автомобилю и по сей день. С 2005 по 2015 годы было произведено всего 450 экземпляров.
Отдельного упоминания заслуживает и сам двигатель — при проектной мощности в 1001 л.с. его реальная конструктивная отдача превышала 3000 л.с., а вся разница в этих показателях расходовалась на вырабатываемую тепловую энергию, которой, кстати, хватило бы для отопления 100 жилых домов.
На этом удивительные факты не заканчиваются. Например бензобак автомобиля состоит из 250 сварных элементов, в то время как у обычного автомобиля этот показатель не превышает 3-5 деталей.
История Volkswagen полностью отражает основные этапы развития автомобилестроения по всему миру. Многие производители переживали те же самые этапы ранее или значительно позже немецкого концерна. Примечательным является то, что Volkswagen сохраняет лидирующие позиции в ряде сегментов и по сей день, выпуская не только автомобили для массовой публики, но и эксклюзивные модели для рынков определённых стран.
Фольксваген Жук — история автомобильной легенды:
Источник: