РАФ — жемчужина прибалтийского автопрома — mashamult.ru

Статья о микроавтобусах РАФ: история сотворения, модельный ряд, эволюция техники, индивидуальности, достойные внимания факты. В конце статьи — видео о истории РАФ.

Содержание статьи:

    Германское вдохновение
    Конструктивные индивидуальности РАФ
    Модификации
    Мал золотник, да очень популярен
    Идеи есть, ресурсов нет
    Неопасный РАФ
    Общее распространение
    Олимпийская серия
    Видео о истории РАФ

Микроавтобусы серии РАФ в первый раз сошли с сборочного потока с 1976 года и мгновенно разошлись по всему Русскому Союзу. Чем вызвана так феноменальная популярность этих каров и общее применение во всех сферах деятельности?

Германское вдохновение

Советско-латвийское предприятие основано в дальнем 1949 году. С 1953 года, когда завод слился с экспериментальной авто фабрикой, он начал активный выпуск средних автобусов. До триумфального шествия самых фаворитных моделей – 223 и его модификаций – был ряд тестов.

Начать следует с РАФ-10, прообраза будущих маршруток, ставшего идеологических вдохновителей и собственного рода «испытательным щитом» для почти всех технических разработок. Хотя базировался он на шасси «Победа», это был настоящий микроавтобус, перед созданием которого конструкторы кропотливо исследовали и вдохновились простотой и надежностью конструкции каров производства Фольксваген.

Узрели их русские спецы во время поездки в Европу для обмена опытом, где германский автопром как раз набирал обороты и являлся чуток ли не эталонным для иных автопроизводителей.
Для разработки РАФ-10, который выполнялся с 1956 по 1958 годы, была «подсмотрена» модель Фольксваген Транспортер первого поколения. Русский кар получил металлической несущий кузов, вагонную компоновку и вмещал 10 пассажиров. Но таковая система получила ряд приреканий, а поэтому подверглась значимой модернизации в 1958 году.

Последующим шагом стал выпуск РАФ-977, просуществовавшего неизмеримо подольше собственного «собрата» — с 1958 по 1976 год. Его шасси было позаимствовано от ГАЗ-21, сам же микроавтобус применялся везде: для грузовых и пассажирских перевозок, как транспорт для мед служб, но в большей степени — как служебный автобус разных муниципальных организаций. Во всех сферах он зарекомендовал себя, как надежный кар, а, не считая того, для тех пор наиболее чем удобный.

Известный РАФ-2203 выполнялся с 1976 по 1997 годы, и ушел с рынка лишь под давлением всё растущей конкурентность со стороны Горьковского Автозавода.

Автопроизводители начали гневное соперничество с начала 90-х годов, модернизируя и продвигая любой свои модели — «Газели» и «РАФы». К огорчению, 1-ые по своим чертам и цены затмили латвийские творения, а поэтому стали фаворитами на русском авторынке.

Приметный факт — вначале планировалось созодать кузов микроавтобуса из стеклопластика, но позже от данной нам идеи отказались.

Конструктивные индивидуальности РАФ

Наилучшее творение автозавода – модель 2203 – изготавливался с несущим либо безрамным силовым основанием, включавшим в себя:

    лонжероны;
    фронтальный щит;
    колесные арки;
    вагонную либо бескапотную компоновку кузова.

Салон был поделен на две части: переднюю, размещенную над колесами и состоявшую из хорошо обустроенного водительского места и кресла для пассажиров, и заднюю в большей части кара. Зависимо от определенных требований там могут располагаться сидения либо остальные конструктивные элементы.

Движок для микроавтобуса, мосты и подвеска взяты от кара ГАЗ-24, в наиболее поздних версиях — от ГАЗ-24-10. Тормозная система имеет два контура, все колеса обустроены тормозными барабанами, а гидровакуумный усилитель тормозов взят с «Москвич-412».
Будто бы непростой конструктор, он состоял из огромного количества частей, взятых с иных российских каров. Даже как бы неповторимое управляющее управление все равно создано с заимствованием деталей от легковых моделей ГАЗ. Инженерно-конструкторская команда завода растолковала таковой подход простотой обслуживания кара.

Шины применялись уникальные, специально разработанные для РАФ-2203, хотя подступали и колеса от ГАЗ-21. «Эксклюзивные» шины для микроавтобуса создавал шинный завод в Ярославле, а опосля распада Союза на него начали устанавливать любые пригодные по посадочному поперечнику и высоте колеса.

Модификации

За время производства было создано несколько модификаций микроавтобуса, отличавшихся техническими чертами, также возможностью эксплуатации. До серийного производства добрались далековато не все разработанные версии, в особенности это касалось вариантов, над которыми работали в 1990-1995 годы.

Некие версии оказались просто не подходящи к практическому применению, как, например, модификация с уникальными задними габаритами, которые не предполагали отдельной подмены ламп. Таковым образом, в случае неисправности одной лампы пришлось бы поменять весь фонарь, что представлялось очень неловким и накладным мероприятием.
Поэтому данная модификация так и не пошла в серийное создание.

Некие разновидности выполнялись мелкосерийно для покрытия определенных потребностей народного хозяйства. В большей степени у моделей изменялись и дорабатывались некие технические элементы, почаще всего подвеска, повышающая уровень удобства. Беспристрастно же меж различными модификациями никаких конструктивных конфигураций не отмечалось.

Мал золотник, да очень популярен

1-ая версия автобуса РАФ-2203 считается базисной и имеет две главные модификации. 1-ая — с уникальной приборной панелью и подфарниками от ГАЗ-24. 2-ая употребляла приборную панель от ГАЗ-24, также обычные для тех лет оптические приборы от остальных серийных автобусов.

1-ое поколение этого кара выполнялось до 1986 года, опосля которого свойство выпускаемых экземпляров быстро сделалось ухудшаться. Много приреканий поступало от мед организаций, где микроавтобусы применялись в качестве карет скорой помощи.
В процессе использования оказалось, что даже полностью новейшие модели, приобретенные практически с сборочного потока, могли ломаться в дороге без видимых обстоятельств. Примером отвратительного свойства может служить тат факт, что в феврале 1986 года муниципальная комиссия не приняла 13% этих каров.

Идеи есть, ресурсов нет

Итогом споров о качестве сделалось техническое перевооружение завода и следующий выпуск новейшей модификации РАФ, которая включала определенные новинки тех пор. К огорчению, мощности завода не дозволили ввести все задуманные новаторства, потому инженерам пришлось тормознуть на главных моментах:

    усиленном кузове;
    лючке в крыше и боковых форточках на задних окнах;
    дисковых тормозах на фронтальных колесах;
    фронтальной подвеске типа «качающаяся свеча».

Кроме этих конфигураций, новенькая версия получила наиболее экономный движок ЗМЗ-402.10, который не только лишь оказался наиболее чем не требователен к горючему, да и улучшил приемистость на дороге.

Опосля распада СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) спрос на микроавтобусы свалился, хотя управление завода попробовало создать на базе РАФ-2203-01 очень нужный в то время цельнометаллический фургон и версию в виде пикапа. Пользователям эти авто приглянулись, но у завода не хватило ресурсов на сто процентов перевести сборочные потоки на сборку новейших моделей.

Неопасный РАФ

В 1994 году была произведена еще одна модернизация. Её тяжело именовать глобальной, но она сделала микроавтобус РАФ-22038-02 самым неопасным в стране. Он получил последующие конфигурации:

    один усилитель тормозов заместо 2-ух, что позволило понизить риск отказов;
    доработанный карбюратор, наиболее отлично подающий горючее;
    современный воздушный фильтр;
    новенькая отопительная система;
    инерционные ремни сохранности;
    сферические зеркала заднего вида;
    звукоизоляция мотора.

Также были экземпляры с доработанной подвеской и остальным кузовом, но опять денежные трудности не дали способности ввести все эти нововведения в серийное создание.

Крайней доработкой, на которую хватило ресурсов, стали цельнопластиковые бампера. В 1997 году создание было остановлено в связи с потерей рынка сбыта.

Общее распространение

Выполнялись так именуемые «РАФики» в СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) лишь для муниципальных структур и компаний, не поступая в вольную продажу. В связи с сиим модели делились на несколько главных серий, часть которые предназначалась для строго ограниченного использования:

    санитарные авто;
    маршрутные такси;
    олимпийская серия, специально разработанная для работы в Москве 1980 года;
    милицейские авто.

Также существовали и остальные маленькие серии, потому что за неимением альтернатив сиим микроавтобусам в СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) их приходилось использовать фактически для всех нужд. Часто на дорогах можно было повстречать доработанные в мастерских экземпляры, выполняющие узкоспециализированные функции.

Самой всераспространенной модификацией была мед. Маркировалась эта версия РАФ-22031 и вначале выполнялась на одних сборочных линиях с остальными разновидностями. Позднее под сборку санитарных каров был выделен отдельный сборочный поток.
Главным различием от «штатских» версий являлась обивка салона, которая была выполнена из светло-коричневого дерматина. Также имелась перегородка меж пассажирским отсеком и водительским, укомплектованная сдвижным стеклом. На крыше монтировались два фонаря с красноватым крестом, также лампа-искатель, созданный для поиска адреса в ночное время суток. Неотклонимым был голубий проблесковый маячок.

Были и наиболее спец модели, к примеру, для переливания крови (внутренней средой организма человека и животных) либо реанимобили. Но они выпускались очень ограниченными партиями.
Для работы в качестве пассажирских автобусов малой вместимости, наиболее узнаваемых как «маршрутки», обычно употребляли обычные модификации. Также в виде опыта существовали специально разработанные РАФ-22032, имевшие билетную кассу, радиальную планировку и отличительные знаки принадлежности к пассажирскому транспорту. Но в серию такие автобусы не поступили, в большей степени маршрутки базировались на базе РАФ-2203.

Сначала 1990-х выполнялась версия РАФ-22039, специально для маршрутных такси. Она различалась завышенной вместимостью и крышей из стеклопластика. Это дозволяло понизить массу кара, также благодаря увеличенной вместимости увеличивало прибыльность маршрутов.

Была отдельная модификация для передвижных лабораторий, она имела доп батареи для питания устройств.

Ограниченным тиражом выполнялись авто ГАИ (Госавтоинспекция МВД России — ведомство МВД России, которое осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения) и штабные автобусы пожарной охраны.

Олимпийская серия

Конкретно РАФик удостоился честь стать официальным транспортным средством Олимпиады-80, потому настолько важного спортивного мероприятия разрабатывались особые версии машинки. Более увлекательными посреди их можно именовать последующие:
Судейский электромобиль — предназначался для перевозки арбитров во время марафонских забегов. Разгонялся до 30 км/ч и имел припас хода на одной батареи до 100 км.

Седельные тягачи РАФ-3407 — для перемещения спортсменов, способные буксировать до 2-ух пассажирских вагончиков.

В общей трудности для Олимпиады было произведено порядка 2-ух сотен каров.

Главным преимуществом РАФиков была унификация девайсов с иными пользующимися популярностью в то время авто, что упрощало сервис. Не считая того, преимуществом микроавтобуса была хорошая маневренность, даже невзирая на довольно широкую базу от «Волги». К недочетам можно отнести нехорошую развесовку и вызывавшее прирекания свойство сборки, что приводило к дилеммам с эксплуатацией даже новейших каров.

В 2018 году в прессу проникла информация о восстановлении завода. Предполагается, что вместе с европейскими производителями, там будут выполняться микроавтобусы и городские электроавтобусы, малогабаритные автобусы с электромоторами и даже троллейбусы.

В планах также — создание серии тс, построенных на единой базе и имеющих свойства сразу троллейбуса и автобуса. Необыкновенная система сумеет передвигаться как на своем припасе хода, так и подзаряжаться от городской электросети.

Если инвестиции в создание себя окупят, можно рассчитывать на новейший «золотой век» прибалтийского чуда – микроавтобуса РАФ.

Видео о истории РАФ:

Источник: fastmb.ru

Leave a Comment