В правительстве России готовят поправки в Уголовный кодекс и в КоАП, согласно которым пьяные и находящиеся под воздействием наркотиков водители, которые являются виновниками дорожно-транспортных происшествий, рискуют получить еще один вид наказания — принудительное лечение.
Содержание статьи:
- Разъяснения профессионалов
Российская статистика «пьяных» ДТП
Американский опыт борьбы с пьянством за рулем
Европейские методы борьбы за трезвость
Также планируется упростить документальное «оформление» пьяного водителя и его отстранение от управления автомобилем. На сегодняшний день для этого сотрудникам ГИБДД необходимо оформить 6 документов.
Мнение юристов
Нововведения еще неизвестно когда будут оформлены и вступят в силу, но даже существующее законодательство, касающееся управления автомобилем в состоянии опьянения, трактовалось не совсем однозначно. Почему и потребовалось разъяснение Верховного суда России. Сделано было это на основе жалоб и обращений граждан. В частности, было разъяснено, что водителям запрещено употреблять спиртное после ДТП, пока не пройдено медицинское освидетельствование. Ранее этот момент не был прописан точно. Нередко случалось так, что водитель просто покидал место происшествия, а потом, когда его обнаруживали, заявлял, что выпил уже после ДТП. Или же говорили, что выпили, чтобы снять стресс в ожидании приезда правоохранителей. Несмотря на то, что такое поведение напрямую противоречило ПДД, в судебных разбирательствах возникали споры. Скажем, в случае, если водитель утверждал, что не заметил своей вины в дорожно-транспортном происшествии. Теперь же, после разъяснения ВС, эта норма будет трактоваться в судах однозначно.
Также разъяснено, что, находился ли водитель в состоянии опьянения или нет, можно утверждать только на основании медицинского обследования (химико-токсилогического). Это исключительно прерогатива медиков. Все остальное является лишь подозрением, предположением. Даже в том случае, если внешние симптомы опьянения были налицо. До последнего времени принимались во внимания и свидетельские показания.
Разъяснена и норма, что именно можно считать управлением автомобилем в пьяном виде. До сих пор этот термин толковался достаточно вольно. Скажем, под статью мог попасть и тот, кто просто находится в машине на водительском месте в состоянии опьянения. Теперь будут обязательны свидетельские показания или материалы видеофиксации, доказывающие, что он осуществлял управление автомобилем.
Масштаб и тенденции
Из всех дорожно-транспортных происшествий в Российской Федерации каждое 16-е приходится на водителей, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Ежегодно общая цифра таких аварий снижается. Скорее всего, сказывается постепенное ужесточение наказания за подобное пренебрежение нормами ПДД. Но тем не менее, количество пьяных водителей очень велико.
По результатам анонимных общественных опросов выходит, что 16% российских водителей чаще или реже, но все же садятся за руль в состоянии опьянении. Около 8% уверенно заявляют, что пили и продолжат пить перед тем, как сесть за руль, но строго в рамках, допустимых законом.
Самая ли опасная категория в России – пьяные водители? Оказывается, что нет. Каждый 11-й участник дорожно-транспортных происшествий не имеет прав, но тем не менее, управляет транспортным средством.
Заокеанский опыт
Ужесточение наказания – типично российский способ попыток борьбы с правонарушениями. Но, как показывает история и современная практика, не самый действенный. За рулем пьяные водители попадаются практически во всех странах, где алкоголь является разрешенным в продаже. Но не всюду с этим злом стремятся бороться увеличением сумм штрафов, сроков лишения прав на вождение. Есть и другие методы.
6 американских штатов в свое время приняли законы, обязывающие водителей, которые было уличены в вождении в пьяном виде, ставить на свои автомобили приборы, называемые алкозамками. Эти приборы не дадут возможности водителю завести двигатель прежде, чем он подует в трубку и прибор не определит, что он не употреблял алкоголя. Однако это не означает, что можно просто попросить дунуть в прибор постороннего трезвого человека, или же дунуть самому, запустить мотор и после этого уже пропустить бокал-второй. Операцию придется повторить через 15 минут, уже находясь в движении, а потом каждые полчаса.
Алкоблокиратор водитель обязан установить за собственные деньги, плюс к этому, платить на него специальный налог. Кажущаяся несерьезность наказания, по данным статистики, дает значительный эффект в смысле повышения безопасности движения. В штатах, где действует такое законодательство, произошло 20% снижение аварийности со смертельными исходами по вине пьяных водителей. Это превышает эффект жесткого российского законодательства.
В РФ основной упор в наказании пьяных водителей делается на лишение прав на вождение. Однако понятно, что человек, лишенный документов, но имеющий солидный опыт вождения, нередко вновь оказывается за рулем. И не только в России, но и в тех же США. Так, в Калифорнии, по данным анонимных опросов, около миллиона водителей, лишенных прав, ездят по дорогам, находясь за рулем. Поэтому власти и общественные организации страны активно действуют, лоббируя установку замков-алкотестеров на автомобилях.
В США статистика по пьяным водителям неблагополучная. Почти треть погибших в ДТП гибнут из-за пьяных водителей. 41% участников ДТП – пьяные автолюбители. Такое давление властей и общественных организаций дало свой результат, теперь уже в 44 штатах из 50 введено подобное законодательство, которое в качестве «наказания» предусматривает установку алкозамка на машину водителя, хотя бы один раз замеченного в вождении в пьяном виде. Статистические данные по таким водителям обнадеживающие. Повторные их задержания – это всего один случай из семи. Американский опыт приживается и в странах Европы.
Европа и ее пьяные водители
Пионером в этом отношении была Швеция. Теперь по социальным опросам практически все шведы отрицательно относятся к самой возможности садиться за руль в пьяном виде. Правда, при этом анонимные опросы свидетельствуют о том, что все же 14 000 шведов каждый день садятся за руль, хоть немного выпив, при этом знают, что содержание алкоголя в их крови превышает установленную законодательством норму. Вступление Швеции в Евросоюз увеличило количество употребляемого алкоголя в стране на треть. И рассчитывать на снижение употребления не приходится. Однако установка алкозамков в Швеции надежно противостоит увеличению числа пьяных водителей – оно постоянно снижается, несмотря на увеличение потребления населением алкоголя.
При этом в Швеции алкозамки устанавливают на коммунальный пассажирский транспорт, а также на тяжелые грузовики. Оборудование таких машин замками-алкотестерами — обязательное условие. При этом государством предусмотрены льготы, в том числе и налоговые, для поощрения собственников подобного оборудования. В законодательстве предусмотрено, что права на вождение не будут изыматься у автолюбителей, впервые попавшихся на употреблении алкоголя за рулем в случае, если они соглашаются оборудовать свой автомобиль алкозамком. Причем замок не устанавливается «навечно», существует отведенный законом срок.
И другие страны Европы не стоят в стороне от процесса. Но статистика по-прежнему тревожна — 1% европейцев, сидящих за рулем, управляют транспортными средствами, употребив перед этим алкоголь. Так, во Франции треть жертв ДТП на совести пьяных участников дорожного движения.
Несколько приближенной к российским готовящимся нововведениям кажется немецкая процедура, применяемая к тем, кого задержали за управление автомобилем в состоянии опьянения. Такие водители должны пройти не только медицинскую экспертизу, но и психологическую – тест на идиотизм, так как большинство немцев считает, что сесть пьяным за руль может только клинический идиот. Но такое подобие с российской системой только кажущееся. У немцев – это скорее публичная демонстрация пагубности привычки, повод лишний раз для водителя задуматься о своей адекватности.
В Российской Федерации предлагается полноценное лечение. Но от чего? От алкоголизма? Алкоголизм – это болезнь. Далеко не каждый, кто пьет за рулем, алкоголик. Больных надо лечить, а недисциплинированных людей — принуждать к порядку другими средствами. Не зря же в Германии тоже широко применяют установку на машинах алкозамков. Главное — не средство, а результат.
Как борятся с пьянством за рулем в Беларуси — смотрите видео:
Источник: