Необходимо ли лишать прав за три нарушения — mashamult.ru

авто

Статья-рассуждение о том, нужно ли лишать водительских прав за три нарушения. Особенности предложенного законопроекта. В конце статьи — видео о лишении прав за три нарушения.

Содержание статьи:

    Ситуация на дорогах и необходимость ужесточающих мер
    Особенности предложенного законопроекта
    Целесообразность и эффективность — под вопросом
    Видео о лишении прав за три нарушения

Борьба за безопасность на дорогах с каждым днём становится всё актуальнее, особенно с учётом постоянно растущего трафика. К большому сожалению, основным механизмом работы в этом направлении в России является ужесточение ответственности за различные нарушения. Последняя законодательная инициатива сводится к предложению лишать прав за три выявленных нарушения ПДД. Постараемся разобраться, насколько это решение эффективно и как скажется на дорожной обстановке.

Ситуация на дорогах и необходимость ужесточающих мер

Если принимать во внимание тот факт, что с каждым годом число ДТП, в том числе и с пострадавшими, неуклонно растёт, необходимость скорейшего принятия мер кажется очевидной. Ежегодно на повышение безопасности российских дорог выделяются внушительные суммы, которые расходуются крайне неэффективно. В качестве же первопричины называется низкая дисциплинированность водителей и пренебрежение элементарными правилами.

Действительно, существует определённая категория автомобилистов, для которых уплата даже внушительного штрафа не оказывает значительного ограничивающего воздействия. Именно стремлением получить рычаги воздействия на них и объясняется регулярное увеличение штрафов и ужесточение административной и уголовной ответственности.

При этом забывается другой немаловажный аспект, который и предопределяет эффективность карательных мер – их неотвратимость. Нет смысла в ужесточении ответственности, если есть возможность её избежать. И вот в этом и заключается главная проблема.

Даже повсеместное размещение камер видеонаблюдения и совершенствование их программного обеспечения, позволяющее выявлять всё больше видов нарушений, не является выходом из сложившейся ситуации. Дело в том, что как и любой прибор, камеры имеют погрешности, их показания могут быть искажены из-за сбоя или технической неисправности, есть способы их обмануть. Кроме того, вполне легально продаются средства их обнаружения. Именно поэтому ряд нарушений, выявленных техническими средствами и непосредственно инспектором, караются по-разному.

Таким образом, назрела острая необходимость создания системы с прогрессивной шкалой ответственности, которая позволила бы обеспечить достижение сразу двух целей – ужесточение ответственности для тех, кто систематически и осознанно идёт на нарушение, и получение так называемого «предупредительного» эффекта, который бы сигнализировал водителям о необходимости повышения ответственности.

Особенности предложенного законопроекта

Ввиду особенностей дорожной обстановки в России применение столь жёстких мер, как лишения права управления машиной после трёх нарушений, вызывает определённые объективные опасения. Именно поэтому уже на начальном этапе законотворческой деятельности было предложено принимать во внимание не все нарушения, а только особо тяжкие:

    проезд на красный свет;
    превышение скорости более чем на 40 км/ч;
    непредоставление проезда транспортному средству, обладающему преимуществом;
    нарушение правил проезда железнодорожных переездов;
    выезд на встречную полосу;
    непредоставление преимущества пешеходам.

Как и в случае с другими серьёзными нарушениями, приниматься во внимание будут только те случаи, которые зафиксированы непосредственно инспектором. Именно этот фактор и снижает неотвратимость наказания.

Наибольшее количество вопросов вызывает именно последнее нарушение в приведённом списке, поскольку до сих пор законом не определён порядок предоставления преимущества пешеходу. Под моментом необходимости уступить дорогу в этом случае считают момент выхода пешехода на нерегулируемый переход. Однако менталитет и особенности плотного трафика на многополосных дорогах не позволяют водителям, находящимся в третьем и более ряду от пешехода, вовремя его увидеть и принять меры к плавному и безопасному для других участников движения торможению.

В качестве альтернативного понятия предлагалось ввести термин «проезд без создания препятствий пешеходу», который позволял начинать движение после того, как он пересёк траекторию, но ещё не достиг тротуара. В подобной ситуации единственным механизмом избежать несправедливой ответственности является наличие записи видеорегистратора, по которой можно установить, что совершить безопасную остановку было попросту невозможно, а также готовность доказывать свою точку зрения в суде.

А теперь затронем ещё один немаловажный вопрос – организация дорожного движения. Дело в том, что в ряде случаев автомобилист сталкивается с ситуацией, когда знаки, ограничивающие скорость движения, не соответствуют реальной дорожной обстановке — например, оставлены после завершения ремонтных работ. Существенно превысить скорость в таком случае достаточно просто. То же касается и предоставления преимущества, поскольку перекрёстков с неправильно расставленными знаками предостаточно в любом городе. Таким образом, попасть в категорию злостных нарушителей можно по простому стечению обстоятельств.

Согласно одобренного в первом чтении законопроекта, три нарушении должны быть совершены в течение одного года. Таким образом, в качестве прототипа этого закона была взята бальная система, действовавшая в СССР. Проблема в том, что тогда систему отменили из-за чрезмерной субъективности её функционирования. Так, Виктор Похмелкин, председатель Движения автомобилистов России, утверждает, что возврат к расширению полномочий инспектора неизбежно приведёт к росту коррупционной составляющей.

То, что от инспектора можно будет «откупиться», признаёт и координатор движения «Синие ведёрки» Петр Шкуматов, но, согласно его позиции, все эти проблемы лягут на плечи злостных нарушителей, осознанно пренебрегающих правилами дорожного движения.

Если у водителя на момент совершения третьего нарушения не будет действующих водительских прав, то к нему будет применён административный штраф размером от 10 до 30 тысяч рублей.
Указанный в законопроекте год исчисляется с момента вступления в силу первого совершённого правонарушения. Если же автомобилист обжаловал его в установленном порядке, но всё равно был признан виновным, то отсчёт начинается не с момента вынесения постановления, а, как и говорилось ранее – со вступления его в силу. Если же третье правонарушение было совершено на 366 день с момента исполнения штрафных обязательств по первому нарушению, то лишение прав производится не будет, поскольку первое будет уже аннулировано.

Благодаря шквалу критики, которой подверглась первая редакция законопроекта, из него исключили самые распространённые и достаточно простые нарушения, будь-то парковка в неположенном месте или маневрирование без поворотников. В противном случае под лишение могло попасть абсолютное большинство автомобилистов.

В зарубежной практике существуют прямые аналоги бальной системы, и при совершении определённого числа нарушений (накоплении заданного числа баллов) права изымаются. Водитель может списать часть накопленных баллов, пройдя переподготовку или обучение.

Такая же система предлагалась в России совсем недавно, но была отклонена по причине наличия двойного наказания за одно и то же правонарушение. В нынешней редакции принцип остался прежним, но теперь о двойственности карательных мер не упоминается.

Нужно принимать во внимание и тот факт, что штрафы являются серьёзным источником пополнения бюджета, поэтому в кризисные годы, наряду с налогообложением, увеличиваются и административные сборы.

Законопроект уже одобрен в первом чтении, однако, по мнению Вячеслава Лысакова, первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы по конституционному законодательство и государственному строительству, во втором чтении возможно внесение ряда существенных поправок и смягчения ответственности. Депутат отметил, что принятие закона является вынужденной и остро необходимой мерой, хотя и признал, что эффективность предложенных мер будет крайне низкой.

Целесообразность и эффективность

Если принять во внимание механизмы функционирования предложенного законопроекта, то становится очевидным, что карательная функция будет иметь весьма низкую эффективность. Это связано, прежде всего, с тем, что за последние годы количество стационарных постов ДПС систематически сокращалось, как и число патрульных машин. Таким образом, в подавляющем большинстве случаев виновник правонарушения отделается штрафом, поскольку данный факт будет фиксироваться с помощью средств визуального контроля.

Что же касается увеличения суммы взимаемых штрафов, то найти ту грань, при которой они будут бить по карману наиболее обеспеченных нарушителей и не станут неподъёмным бременем для представителей среднего класса, практически невозможно. Именно поэтому работу по обеспечению безопасности дорожного движения следует акцентировать и на этом моменте. Так, по мнению депутатов ЛДПР, сумму штрафа необходимо привязать к уровню доходов нарушителя.

В качестве аргументов в пользу принятия законопроекта приводят официальную статистику, согласно которой за год в России в ДТП гибнет примерно 14 тысяч человек, а более 40% всех выявленных нарушений совершают люди, уже имеющие несколько административных взысканий.

По мнению заместителя главы МВД Игоря Зубова, этот закон предоставит сотрудникам ведомства действенные механизмы наказания рецидивистов. Однако подобное высказывание не имеет под собой достаточных аргументов, поскольку даже сейчас за повторное нарушение некоторых правил законом предусмотрено лишение водительских прав, однако это не мешает злостным нарушителям избегать ответственности.

Ещё одним положительным аспектом нового законопроекта является предупредительный характер каждого совершённого нарушения, поскольку при функционировании ещё старой бальной системы было установлено, что в случае приближения суммы накопленных баллов к критической отметке дисциплинированность водителя существенно повышалась.

Подобный принцип наказания вводит элементы прогрессивной шкалы, согласно которой чем больше нарушений совершается за определённый период, тем более серьёзные последствия это будет иметь. В качестве альтернативы трём нарушениям предлагалось принимать во внимание сумму уплаченных за 12 месяцев штрафов, что позволяло исключить непосредственное взаимодействие водителя и инспектора, а также принять во внимание все нарушения, независимо от степени их тяжести.

В такой редакции проект не был одобрен по той причине, что субъекты Российской Федерации имеют установленное законом право корректировать сумму взимаемых штрафов за определённые нарушения, что исключает равенство всех граждан перед законом.

Что касается камер видеофиксации, то исключение их показаний из факторов, учитываемых при подсчёте трёх нарушений, за которые водитель будет лишаться права управления транспортным средством — это, скорее всего, временное решение, направленное на снижение социального обострения.

К большому сожалению, такие нарушения, как превышение скоростного режима, обжаловать крайне сложно, если речь не идёт о завышении в несколько раз относительно максимальной скорости транспортного средства. Что же касается выезда на встречную полосу, то наличие даже на федеральных трассах участков, на которых знаки противоречат нанесённой дорожной разметке, является общепризнанным фактом.

Формально складываются предпосылки по увеличению загруженности судов, поскольку лишение прав заставит многих автовладельцев оспаривать вынесенные решения, которые ранее просто оплачивались, дабы избежать потери времени.

Логичным завершением идеи законопроекта было бы ужесточение ответственности за управление автомобилем лицом, лишённым водительского удостоверения, причём само наказание также определять по прогрессивной шкале.

Заключение

Исходя их подробного рассмотрения особенностей предложенного закона, а также особенностей функционирования непосредственных надзорных органов, можно сделать вывод, что изложенная в документе идея пока не нашла чёткого выражения в виде строго определённых и проработанных системных правил. Проще говоря, законопроект откровенно сырой, и несмотря на явную необходимость принятия подобных мер, должного эффекта он не даст.

Видео о лишении прав за три нарушения:

Источник: fastmb.ru

Добавить комментарий