Есть ли необходимость в ужесточении норм техосмотра? — mashamult.ru

авто

Статья о возможном ужесточении норм техосмотра — есть ли в этом необходимость? Станет ли сложнее автомобилистам? В конце статьи — интересное видео по теме.

Содержание статьи:

    Закон для ленивых
    Нововведения и оппозиция
    Станет ли сложнее автовладельцам
    Видео о возможном ужесточении техосмотра

Министерство экономики решило глобально пересмотреть систему проведения технического осмотра автотранспорта. Реформе подвергнется не только сама процедура, но даже Уголовный кодекс, а также КоАП. Нововведения уже согласованы со всеми ключевыми ведомствами, в том числе с ГИБДД, и законопроект уже отправлен в правительство РФ. Чего ожидать водителям в будущем году и сможет ли правительство коренным образом изменить ситуацию с фальшивыми техосмотрами?

Закон для ленивых

Редкий российский автовладелец считает, что технический осмотр его машины имеет прямое отношение к безопасности дорожного движения. В большинстве своем данная процедура воспринимается очередным «оброком», причем даже не со стороны государства, а каких-то непонятных организаций, выдающих диагностическую карту.

Постепенно степень лени водителей дошла до такого уровня, что они даже перестали пытаться пройти осмотр самостоятельно, а начали покупать диагностическую карту, не выходя из дома, с помощью различных интернет-сервисов. Благо стоимость такой услуги вполне приемлема – 800-1500 рублей.

С начала 2012 года ГИБДД лишилось контрольной функции по осмотру ставящихся на учет автомобилей, теперь эта обязанность легла на операторов частных организаций. По результатам проверки вместо традиционных талонов они стали выдавать диагностические карты, которые впоследствии предъявляются исключительно в страховой компании при оформлении полиса ОСАГО.

Автовладельцы были абсолютно счастливы: исчезли многочасовые очереди, инспекторы ГИББД не придирались попусту и не заставляли проходить проверку вновь и вновь.
Так называемые «операторы» осуществляли осмотр положенных 65 автомобильных пунктов, в том числе тормозов, оптики, стеклоомывателя, а также делали пробу на содержание в отработанных газах загрязняющих веществ всего за полчаса.

На практике же слишком большая доля автовладельцев попросту платят за диагностическую карту через интернет, в пункте техосмотра, у тех же страховщиков, даже не привозя свою машину хотя бы на формальный осмотр. В итоге на дорогах появляются неисправные автомобили, которые провоцируют аварии. ГИБДД и Минэкономики представили печальную статистику: количество ДТП из-за подобного транспорта только в текущем году возросло на 16,5%, а объем реально проведенных техосмотров снизился за прошедшие несколько лет на 20-30%.

Специалисты организации «Техэксперт» подсчитали, что лишь 20% водителей проводят техосмотр. Виною тому правовые «поблажки», которые предоставило правительство ленивым автовладельцам.
Диагностическая карта как официальный бланк не имеет защиты, специальных знаков и не подлежит строгой отчетности, поэтому его элементарно можно распечатать на принтере. Наказание за управление не прошедшим технический осмотр автомобилем отменили, а контролируемая МВД информационная база об удовлетворяющих нормам автомобилях имеет настолько слабую защиту, что получить к ней доступ для внесения несоответствующих действительности данных сможет даже хакер-любитель.

Безусловно, за выдачу поддельных диагностических карт предусматривается огромный штраф в размере от 100 до 300 тысяч рублей на нарушившее закон юридическое лицо. Однако Минэкономики посчитало, что за все 5 лет действия закона этот штраф был наложен менее ста раз, хотя фактически поддельные карты исчисляются тысячами. Хуже того, помимо карт некоторые специалисты пункта техосмотра продают доступ к базе АИС ТО, куда затем вносится любая информация по любому количеству автомобилей.

Сейчас почти 80% пунктов техосмотра автомобилей существуют лишь по документам. В действительности они не имеют ни оборудования, ни сотрудников, ни даже фальшивых диагностических карт. Только компьютер и доступ к АИС ТО. И при такой ситуации, которая признается и сотрудниками «Техэксперта», и специалистами РСА, закон все эти года не меняют и не вводят обязательные выездные проверки в неблагонадежные центры.

Нововведения и оппозиция

Подготовленными поправками Министерство экономики обещает решить все проблемы:

    Вновь введут штрафные санкции за не имеющий техосмотра автомобиль, который будет составлять 800 рублей. Причем штраф может быть выписан автоматически: после проезда под видеокамерой система считает автомобильный номер, проверит по базе данных наличие диагностической карты и, при отсутствии таковой, отправит штраф владельцу.

    Операторов обяжут проводить фиксацию проведения осмотра посредством фото или видеосъемки, чтобы можно было определить номер транспортного средства, дату и место прохождения техосмотра. Это будет подтверждением того, что процедура осуществлена по всем правилам. Появится даже новый термин – диагностическая линия, охватывающий весь комплекс средств для проведения техосмотра. Он включает в себя оборудование для технической проверки, диагностирования, фото и видеосъемки, а также для последующей отправки сведений в единую базу. Тот специалист, который пропустит хотя бы один этап проверки, подвергнется штрафу в размере до 10 тысяч рублей. Предполагается, что подобная персональная ответственность конкретного аккредитованного эксперта поможет искоренить случаи мошенничества.

    Государственный контроль над пунктами техосмотров будет принадлежать Ространснадзору.

    База данных АИС ТО будет передана в ведение РСА.

    Ужесточат наказание за фальшивые диагностические карты и размещение недостоверной информации в базе АИС ТО.

Некоторые из предлагаемых пунктов поправок сразу вызвали сомнение и недовольство. Глава «Техэксперта» Сергей Зайцев уверен, что в руках Ространснадзора ситуация станет только еще хуже. Ведомство имеет слишком много собственных проблем: кадровых, финансовых, правовых, — чтобы справляться с текущими функциями, а уж тем более принимать новые обязанности.

Структура еще не отошла от недавнего скандала с обысками и арестами сотрудников, поощрявших нелегальные перевозки и коррупцию. Рядовые работники получают зарплату порядка 12 тысяч рублей, которая несопоставима с выполняемым объемом работы.

Таким образом, трудно представить, как в подобных условиях будут осуществляться выездные проверки. Особенно учитывая тот факт, что большая часть «доносов» исходит всего лишь от конкурирующих центров техосмотров. Зайцев выражает мнение, что по-настоящему действенной мерой будет совместная работа представителей МВД, властей соответствующего уровня и профессиональных сообществ по организации должного контроля над пунктами техобслуживания.

Не менее странным кажется главе «Техэксперта» и решение о передаче базы АИС ТО страховщикам. С осени 2017 года действует постановление правительства о внесении информации по проведенным техосмотрам в информационную систему АО «Электронный паспорт», разработанную «Ростехом». Система уже полностью функционирует, оснащена достаточным количеством операторов и готова принимать сведения. Поэтому не очень понятно, зачем при наличии продуманной, защищенной базы передавать устаревший функционал страховщикам. Если же те решат создать собственную, удобную им систему, это потребует не только времени, но несколько сотен миллионов рублей налогоплательщиков на разработку и тестирование.

Автоэксперт по ДТП Юрий Антипов, в свою очередь, удивлен акцентом на видеофиксации, которая введена уже давно. Другой вопрос, что правила, записанные на бумаге, на деле никто не выполняет. Поэтому нет смысла устраивать из пунктов техосмотра фотостудию — нужно тщательнее контролировать тех операторов, которые производят осмотр транспортных средств.

Против нововведений выступает и страховщики, которые сами же последние несколько лет просили пересмотра текущего законодательства. Их предложение – организовать национальный союз операторов техосмотра, который будет подчиняться РСА.

Станет ли сложнее автовладельцам

Принципиально новый законопроект не изменит техническую часть прохождения осмотра. Автомобиль все так же должен быть исправен, иметь огнетушитель и не просроченную аптечку.

Не пройдут заветное ТО машины, имеющие прозрачную или цветную пленку на фарах. Установка любых деталей, защитных средств, пленок, декоративных элементов, не являющихся заводской конструкцией светового прибора, не допустима. Касается это также тонированных или крашенных деталей оптики.

По запрет попадет любого рода тюнинг, наличие неподотчетного газового оборудования, прочие не предусмотренные конструкцией данной модели изменения.
Окажутся ли действенными предложенные меры? Учитывая особенности российского менталитета, полностью искоренить мошенничество и взяточничество невозможно. До сего момента работающим в полсилы пунктам техосмотра придется серьезно взяться за выполнение своих обязанностей, в ущерб своему «кошельку» отправлять несоответствующие машины на ремонт, так затем еще и проверять – действительно ли владелец устранил найденные недостатки. Без постоянного, ежедневного надзирающего органа вся процедура очень скоро снова вернется в прежнее русло.

К тому же ни видеофиксация, ни достоверная диагностическая карта не придадут ответственности автовладельцу. Он должен самостоятельно, без «государственного» контроля непрерывно мониторить техническое состояние своего транспортного средства, чтобы предотвратить вероятную аварию по причине неисправности.

Видео о возможном ужесточении техосмотра:

Источник: fastmb.ru

Добавить комментарий