«Отвяжитесь от неудачников». Почему «добиться успеха» – очень плохая идея. Как влияет культ Успеха нашего общества на Вас? Культ успеха — mashamult.ru

аналитика

В нашем обществе так расцвел модный вирус «достигаторства» и так распространился культ успеха, что от него порой тошнит. Давайте смотреть правде в глаза: не всем нужно становиться топовыми бизнесменами или художниками, которые продают картины за сотни единиц криптовалюты. Пока каждый человек из огромного социума пытается добиться крутого статуса, половина ломается в депрессии, еще четверть просто проживает жизнь в ненужной гонке, десяток процентов не могут наслаждаться успехами, потому что вечно оглядываются по сторонам. И только оставшиеся «последние герои» становится «успешными». Но надо ли им это?

«Успешность» – плохой аргумент в споре

Вы думали, эта статья будет посвящена тому, как сильно страдают бедные богатые люди? Как проклинают они свой статус, как рыдают из-за капиталов, как мечтают вернуться в счастливое советское детство? О нет, разрядки подспудной зависти здесь не произойдёт. Скажите-ка лучше, что вы думаете о следующем человеке.

На эту тему:
Коуч Анушкин: «Бизнесмены смеялись: «Юра, когда мы начинали, у нас была одна цель – чтобы в холодильниках было что пожрать»

Наш мистер Х родился в семье домработницы и таможенного чиновника, четверо его братьев и сестёр умерли от болезней в раннем возрасте. В детстве он страдал от давления отца, к школе испытывал отвращение. В 18 лет похоронил горячо любимую мать и остался круглым сиротой. Он дважды не смог поступить в выбранное учебное заведение, но вешать нос не стал: освоился в творческой профессии и стал неплохо зарабатывать. Любовь к родине и жажда лучшей доли для неё толкнули мистера Х в политику. Он много раз начинал с нуля: его «спокойный фанатизм» не поколебали ни военная травма, ни тюремное заключение, ни происки врагов. Всего за пять лет ему удалось увеличить представительство своей партии в парламенте с 2,3% до 43,9%. Удачное стечение обстоятельств, сила воли, невероятная харизма — за 15 лет он превращается из незначительного лица в главнейшего человека страны. Каким-то чудом он остался жив после нескольких десятков покушений. В начале правления сама природа благоприятствовала ему, так что солнечные дни даже стали называть «Х-овской погодой». Успешен ли этот человек? Безусловно. Достоин ли он подражания? Возможно. Меняет ли дело тот факт, что человек этот — Гитлер? Пожалуй.

А теперь представьте, что вы живёте в 1933 году в Германии. Гайки ещё не закручены, и можно лишь предполагать, что будет дальше. Вы видите, какие методы обеспечили приход Гитлера к власти, и пытаетесь объяснить соседу, что грядёт гроза, но он вас не слышит. Аргумент железобетонный и всегда один: он достиг успеха, а ты нет. Сперва добейся, а потом критикуй.

Думаете, что пример слишком фантасмагоричен, и таких спорщиков встретить сложно? Сплошь и рядом. Разговор по существу можно прекращать, когда оппонент вывешивает перед твоим носом красную карточку — аргумент о чьей-либо успешности. Особенно печально, когда довод «а он добился» возникает в споре об искусстве, где всегда присутствует искушение оправдать свой дурной вкус и нежелание развиваться строгими цифрами. В России первую часть «50 оттенков» посмотрело четыре миллиона человек, «Фауста» — сто тысяч (а там, между прочим, есть прекрасная эротическая сцена, одна из лучших в мировом кинематографе). Значит ли это, что Эрика Джеймс гениальнее Сокурова? Нет, это значит, что на одного думающего (или стремящегося думать) зрителя найдётся 40, жаждущих наполниться пустотой. Не стоит забывать и о тех, кто пришёл из-за маркетинговой шумихи и кого затащили на аркане непривередливые вторые половинки. В обществе победивших масс, где моду диктует большинство, размашистые цифры заставляют скорее насторожиться. Как антидемократично заявлял Эдгар По: «Мнение большинства – всегда ошибочно, ибо большинство людей – идиоты».

Общество успешных двоечников

Идея того, что любой человек может добиться чего угодно при должном старании –прекрасна. Хуже, когда американская мечта становится диктатом: ты не можешь преуспеть, а должен преуспеть, иначе жизнь твоя бессмысленна. Самое интересное начинается, когда мы берем американское зерно, пересаживаем в нашу почву, и вместо секвойи вырастает какой-то уродливый хилый папоротник, малоприспособленный к окружающей среде.

На эту тему:
«У нас бирюзовыми менеджерами половина Володарки забита». Директор по развитию БСБ о культуре управления и закрытии банков

В США легче открыть стартап, уровень коррупции ниже, да и сама система выстраивается таким образом, чтобы подтолкнуть человека к раскрытию своих талантов в условиях жёсткой конкуренции. Понимание того, что всё в твоих руках, приходит рано: ещё со школы поощряется самодисциплина и осознанная постановка целей. «Я готовился к контрольной всё свободное время, а вы развлекались и ничего не выучили. Я получу высокую оценку, а вы — низкую. Это вопрос личного выбора». В наших школах эти слова станут пустым сотрясанием воздуха. Добрый человек выручит в беде (то есть даст списать), а тот, кто не даст, — эгоист. Этот тип коррозии разъедает сознание с малолетства. Честолюбивый отличник демотивируется, а у двоечника возникает уверенность, что всегда можно выехать за чужой счёт.

Многие наши университеты — и вовсе какое-то странное Зазеркалье. Здесь, в отличие от США, не выгоняют за списывание, однако этикет предписывает каждому участнику изображать образовательный процесс. Зачем штудировать учебники ради написания реферата, который преподаватель не будет читать, если можно скачать его в Интернете? Без шпаргалки студент сдаст экзамен на 7, со шпаргалкой — на 9. Педагог не возражает, так какой дурак откажется от хорошей оценки? Честность и осознанность становятся отягощающими, а не полезными факторами.

Амбициозный и неравнодушный индивидуум в постсоветском климате сталкивается даже с некоторыми подозрениями. «Вечно ты везде лезешь, вечно тебе больше всех надо. Не любят у нас таких». И наш человек, уже развращённый этими понятиями, выходит в мир, где, на первый взгляд, перед ним открыты все дороги. Но земля под асфальтовым полотном весьма ненадёжная. На его глазах на работу могут взять не самого талантливого, а того, кого порекомендовали. Он свой, родной и доверие внушает. Доходит до того, что кум, сват или брат владельца фирмы может получать в разы больше, чем его коллега на аналогичной должности. Ведь как не «порадеть родному человечку?». Нет, мы, конечно, рады за тех, кто родился в нужное время в нужном месте; а что делать приезжему без связей и с долгами за съёмное жильё? При этом мы смотрим американские фильмы и свято верим, что существует прямая взаимосвязь между способностями и успехом в обществе. И забываем закладывать в расчёты сопротивление среды.

Почему американский культ успеха не работает в Беларуси

Говоря о культе успеха, не стоит забывать, что американцы успели схлопотать немало неврозов на этой почве. В наше сытое время уровень тревожности вообще неуклонно повышается. Исследования, описанные в журнале American Psychologist, показывают, что число американцев, считающих себя на грани нервного срыва, возросло на 40% с 1957 по 1996 год. С 2002 по 2006 год количество жителей США, обращающихся за помощью из-за «тревожности», выросло с 13,4 до 16,2 миллионов.

В некоторым смысле индиец, живущий в кастовом обществе, куда счастливее. Велорикша знает, что никогда не станет богатеем и даже не имеет на это право. Он понимает первопричину — свою дурную карму, и не чувствует себя несправедливо обделённым судьбой. Если он будет хорошо себя вести, то надеется в следующей жизни стать водителем такси, так что оценивает свой успех лишь относительно себя, а не Билла Гейтса.

Кастовую систему в Индии не удалось расшатать ни джайнизму, ни буддизму, ни португальским миссионерам, ни британским колонизаторам, ни Махатме Ганди, ни компьютерной эре. Недавно страна побила мировой рекорд, запустив с помощью одной ракеты аж 104 спутника в космос, — но кастовая система стоит нерушима. Может, это и есть главный показатель её эффективности?

На эту тему:
Стаут на грани фантастики. Почему в Беларуси нереально быть успешным крафтовым пивоваром

Человек — социально обусловленное животное. В средневековом городке львиную долю нашей жизни поглощало бы радение перед господом, в племени маори мы бы считали почётным съесть врага, чтобы наполниться его мощью. Американская мечта подталкивает нас направлять силы на приобретение славы и денег. Как следствие, большинство умных и честолюбивых оттекает из медицины и образования в бизнес и IT. И часто в них говорит даже не любовь к деньгам, а нежелание выглядеть неудачником в глазах одноклассников.

При этом мы отягощены советской наследственностью, говорящей о том, что лучше не высовываться. В довесок идут отголоски православной ментальности, где деловитый предприниматель — существо презираемое. «Кулаков» дружно ненавидит вся деревня, а «торгаши» в классической литературе всё явления бездуховные. И вот, с одной стороны, успех и деньги — вещи обязательные, а с другой стороны за них как будто и стыдно. Да здравствует социальная шизофрения!

Причём здесь был Гитлер?

Есть люди с мышлением простым, как канатная дорога. Здесь не существует ни развилок, ни поворотов, ни перекрёстков — есть движение вперёд и движение назад. Если человек добился денег, славы и любви, то в этом человеке должно быть что-то хорошее. Если нет — что-то с ним не так. В их сознание не проникает та мысль, что ради успеха в большой политике или бизнесе многие разгуливают по чужим головам. В поговорке «если ты такой умный, то почему такой бедный» они не видят подвоха. «Успешники»-насмешники никогда не поверят, что доктор наук счастлив тем, что преподаёт на кафедре, а в бизнес не пошёл из-за отсутствия интереса, а не от какого-то потаённого, скрытого дефекта.

Под внешней логичностью их аргументов скрывается магическое мышление: вера в то, что мир движется нашими мыслями. Плохо, когда такой взгляд на вещи становится оправданием равнодушия: все могут, и ты моги. Не смог — плохо старался, мало хотел.

Худшее, что может случиться с «магическим мыслителем» — достижение пресловутого успеха. В нём прорастает такая железобетонная уверенность в собственной правоте, что выбить её нельзя самыми гестаповскими методами.

Апофеозом становится ситуация, когда такой человек начинает мнить себя гуру жизнепрожития. Прелестно читать от выросшего в богатой семье блогера, что нет ничего невозможного, пора встать с дивана и двигаться к мечте. Главное — позитивное мышление! Это вид глупости, который граничит с безжалостностью.

Представим домохозяйку Машу, у которой погиб муж и которой ради детей приходится срочно искать высокооплачиваемую работу. Она мечтала бы зарабатывать деньги не продажами, а письменными переводами. Но для этого нужно не бояться выходить в неизведанное пространство: искать клиентов, ночами подтягивать уровень языка, справляться с неудачами. На новом поприще заработок будет поначалу низким, так что не помешает денежная подушка безопасности. И при этом надо успевать работать, решать бытовые проблемы, воспитывать детей… Теоретически всё возможно. Практически — гораздо сложнее. Чтобы преодолеть инерцию жизни, нужно быть фанатиком своего дела, обладать несгибаемой волей и непоколебимой уверенностью в себе. Качества эти свидетельствует не о самом приятном характере. А если наша Маша — добрый, ранимый, не самый пробивной человек?

Нельзя осуждать неудачников

Конечно, пассионарий на пути к своей цели протаранит любые горы. Нам часто указывают на Ломоносова, Джобса, Вуйчича. Но одно дело — люди исключительные, одержимые своей миссией. Большинство же хочет достойно существовать, не совершая для этого подвигов. Фельдшер «Скорой помощи», спасая жизни, в Беларуси зарабатывает около 200-400 долларов в месяц. Восемнадцатилетняя Марьяна Ро, снимая себя на камеру для Youtube, — около 25 000 долларов (по оценке РИАБ). В общепризнанном смысле Марьяно Ро успешнее, но делает ли это её более полезной для мироздания? Хватит ли у вас совести, когда фельдшер начнёт жаловаться на низкий уровень жизни, советовать ему бросить всё и заняться более прибыльным делом?

Вернёмся к нашим индийцам: «Лучше исполнять свою собственную дхарму, хотя бы и самую скромную, чем в совершенстве выполнять дхарму другого», — гласит Бхагават Гита. У каждого своя миссия: в раскрытии её и состоит счастье. На всю страну нужен один президент, пара певиц и десяток блогеров. Что поделать: только правильное найденное место в системе обеспечивает то самое, неуловимое, аутентичное счастье. Человек, бегающий за социальными ожиданиями и не желающий понять, чего он хочет на самом деле, обречен на психологические кризисы. Так что давайте познавать самих себя и никогда, вообще никогда не осуждать «неудачников».

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Есть у меня знакомый. Из предпринимателей. Крепкий такой представитель среднего класса. И в политике преуспел: был одно время депутатом. Несколько лет назад едем мы в его «Мерине» за 4 миллиона рублей, и он сокрушается: «Вот, поцарапал стекло у телефона, придется в Москву переться, здесь таких стекол нет». Я спрашиваю: «А на фига тебе вообще такой дорогой и редкий телефон?» Он отвечает: «Это часть «кода узнаваемости» в определенном окружении. Собачки нюхают друг у друга под хвостом, чтобы произвести идентификацию. В мире политики и бизнеса принято смотреть на марку костюма, часов, телефонов. Как говорил герой Шукшина в «Калине красной», объясняя правила жизни в воровском мире, – «и мы вынуждены носить золотые зубы». Здесь – примерно то же самое».

Говорил он это с иронией и безо всякой брезгливости к правилам и кодам. Успеха своего он добился сам. Начинал с нуля, не имея за душой ни копейки. Упорство, трудолюбие и характер сделали его по-настоящему успешным. Он этим не кичится, никакой «распальцовки». Необходимость соблюдения негласных правил «кода» его не напрягает. Скорее забавляет. Человек занят делом, придумывает и воплощает новые проекты, не особенно заботясь о водружении флагов на вновь взятых высотах.

Культ успеха.

Но есть ведь много людей другого свойства. Тех, которые тащат куда-то умозрительные, выдуманные ими флаги, даже не предполагая, что за высоты они намерены покорить. А топливо для их броуновского движения – маячащий где-то мифический «успех». В чем он заключается, и как его достичь? Этот вопрос, который бы следовало задать себе до шитья знамен и штандартов, многие так и не успевают сформулировать, с головой погрузившись в пучину навязанных кем-то и легко принимаемых на веру вульгарных шаблонов. В костер будущего эфемерного благополучия бросается все, чего не жаль. Свеча и мотыльки. Об этом вполне внятно и весьма образно сказала мне на днях знакомая из журналистского цеха:

Культ успеха – это всё. Это бизнес-тренеры, тренинги личностного развития: как за неделю стать успешным и изменить мир. Людей учат этому за деньги: как нужно выглядеть, как нужно себя вести, чтобы завязать «правильные» знакомства. Люди тратят последние деньги на айфоны, берут в кредит «тачки», приезжают в бар «Дорогая, буду поздно», а в баке бензина только-только, чтобы домой добраться. Зато, как им внушили бизнес-тренеры, они выглядят успешными.

И эта круговерть затягивает не хуже, чем азартные игры. Если не получается сходу то, на что человек рассчитывал и слепо надеялся, – он пытается «отыграться». В этом процессе он напрочь утрачивает волю сказать себе честно, что занят ерундой. И признаться самому себе, что даже такой сомнительной ценности, как материальное благополучие, он едва ли достигнет. Высока вероятность, что на дрожжах, навязанных «тренерами» принципов, приоритетов и ориентиров, он в хлам размагнитит свой внутренний компас (если вообще имеется у него этот компас) и, подобно дрожжевому тесту, уныло стечет на липкий стол по стенкам кастрюли. Не бывает продуктивных стартапов и движения вперед, если ты опираешься лишь на распиханные по карманам чужие слоганы, а высоты штурмуешь в застиранных до дыр портянках, пачками выдаваемых на бизнес-тренингах. Ведь никого не волнует, куда тебя кривая выведет с этим слоганами и в этих портянках – к процветанию или к краю пропасти, безо всякой ржи вокруг.

Сетевики, наденьте ордена!

Вообще, слово «успех», слепо и фанатично возводимое нынче в культ, мне лично не понятно. Грустно и представить, что обнаружится в сердцевине этого понятийного макета, если отодрать с него несколько слоев сусального золота и взбухшей штукатурки. Вот, к примеру, как определяет «успех» моя знакомая, давно и плотно сидящая на игле сетевого маркетинга (косметика, парфюмерия):

Успех — это преодоление себя. Ставишь цели, стремишься к ним. И чем выше цель, тем сложнее и интереснее. Мобилизуешь свои силы, организуешь свой день. Быть успешным сегодня не только модно, но и необходимо, так как успех — это возможность жить лучше материально. Сетевой бизнес дает такую возможность – реализовать себя как личность. На какой работе обычные бухгалтер и учительница музыки могли подумать, что будут выступать в роли исполнительниц песен на самой знаменитой площадке в «Олимпийском»?! При этом зарабатывать деньги, не выходя из дома. Успех в том, что весь огромный зал принимал их с овациями, так как их уже знали как предпринимателей, быстро строящих бизнес.

Ох, уж мне эти «сектанты». Иначе я их и не называю. Успех у них – это ярко выраженная материальная категория. Зал «Олимпийский». Раз в год их собирают там, чтобы провести коллективные бдения и молитвы под певца Костюшкина и Веру Брежневу. В этот раз было 16 тысяч человек со всей страны. А мне в «личку» сыпались фотоотчеты моей знакомой. На одном из фото она радостно держит в руках какую-то цветастую картонку, на которой написано « $ 1500 ». Спрашиваю: «Это тебе там премию дали?». «Нет», – говорит – «Это я у знакомой попросила сфоткаться. Мне в прошлом году такую премию давали». И действительно, у нее в прихожей уже год пылится такая же картонка. И выбросить жалко, и применить некуда. Разве что с горки на ней зимой кататься.

Друзья не раз пытались вовлечь меня в сетевой бизнес. Один приятель, завязав с карьерой журналиста, построил свое дело на торговле какой-то бытовой химией. Предлагал «влиться в команду» под тем предлогом, что у меня-де «язык подвешен». Я еле ноги унес. Они, сетевики, любят убеждать и просто так тебя не отпустят. Но со мной «не прокатило». Второй приятель продавал людям всякие БАДы, лечебные браслеты и какое-то «целебное» бразильское вино по 3000 рублей за бутылку. Позвал в кафе на переговоры. Долго рисовал на салфетках разные пирамидки, человечков и цифры. К десятой рюмке я окончательно утратил желание и способность во все это вникать.

Сделка с дьяволом? Не смешите…

Разумеется, ничего плохого в стремлении к успеху (пусть он и выражается порой только в материальном благополучии) я не вижу. Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не вешалось. Я тут никакой не судья. У меня нет черной мантии. А если бы она и была, я бы сжег ее в печке, как сказочную лягушачью кожу. Успех – дело, в принципе, хорошее. Но к нему ведет такое множество путей и перекрестков, что можно заблудиться и потерять себя: пойти и не вернуться. Есть известная киноистория о том, как один блюзмен встретил на перекрестке дорог дьявола. И тот попросил музыканта продать свою душу. Взамен блюзмен якобы получал уникальные способности сочинять классные песни, чтобы обрести успех и славу. Сделка состоялась. Потом музыкант полжизни искал тот перекресток, чтобы вернуть свою душу обратно.

Смешно было бы утверждать, что тысячи сограждан, стремящихся в одночасье обрести успех, заключают сделку с дьяволом. Всё гораздо прозаичнее. Они, подобно аквариумным рыбкам, ловят корм, который сыпется откуда-то сверху, не давая себе труда задуматься, что это за корм такой. Есть мода на «успех». И где-то гулким эхом раздаются звуки шаманского бубна, влекущие окунуться с головой в водоворот тренингов, таймплэнингов и всяких тимбилдингов. Потому что так надо. Так «все» говорят. «А у жены Иркиного брата теперь свой бизнес! Пуговицы продает по франшизе! Недавно в Турцию летали отдыхать!» От этого консолидированного мнения неких «всех» трудно отслоиться. Вспоминается диалог профессора Преображенского и П.П.Шарикова.

Что ж… «гадость»? — заговорил он, — шикарный галстух. Дарья Петровна подарила.


— Дарья Петровна вам мерзость подарила. Вроде этих ботинок. Что это за сияющая чепуха? Откуда? Я что просил? Купить приличные ботинки! А это что? Неужели доктор Борменталь такие выбрал?


— Я ему велел, чтоб лаковые. Что я, хуже людей? Пойдите на Кузнецкий, ВСЕ в лаковых

Все на тренинги!

Несколько слов о модных сейчас тренингах. Я не верю, что коллективные занятия могут взрастить в большинстве людей какие-то новые способности или развить уже имеющиеся. Подпишусь под мнением психолога, на которое давеча наткнулся в Сети:

Ребята, я вовсе не против тренингов. Я не говорю, что они вредны. Они просто бесполезны. Я не видел ни одного человека, который бы после тренингов поднялся, стал здоровым, счастливым и (или) богатым. Я вообще не люблю групповую терапию. Мне думается, что рецепт счастья (вечной молодости, здоровья, богатства) можно добыть лишь в очень интимной обстановке. C дорогим и очень откровенным экспертом, чьи знания и мудрость не вызывают у вас никаких сомнений. Успех — это очень лично и индивидуально, как секс.

Вот кое-что из моего личного опыта. Как-то я ездил в Москву на двухнедельные курсы журналистов. Всё чин по чину. Жил в гостинице «Минск» на Тверской. Там же и проходили групповые занятия. Вели их какие-то чуваки с Рыбинского ТВ. Они говорили такие банальные и прописные истины, что единственным утешением в гостиничном моем прозябании было приятное соседство: через номер от меня жили веселые девчонки с какого-то провинциального телеканала, которые тоже приехали на эти тренинги. И после нудных занятий мы устраивали в номерах свои сейшены, самозабвенно и качественно обмениваясь опытом передачи информации от человека к человеку.

В Костроме мне тоже довелось побывать на тренинге. Нас повезли учиться «работать командой» в какой-то загородный санаторий. Была суббота. Накануне мы в узком кругу отметили окончание очередной трудовой недели. Поэтому на тренинг я захватил с собой бутылку какой-то крепкой настойки, чтобы ненароком не заскучать и, в случае чего, усмирить в голове зычный колокол. В итоге (и тут начинаются уже какие-то совсем Довлатовские мотивы) заскучать-таки пришлось. В середине тренинга я пошел с рюкзаком и его содержимым осматривать природные достопримечательности санатория. В финале тренинга коллеги нашли меня спящим на подоконнике в женском туалете. Но наверняка тренинги нужны. Это со мной что-то не так.

В прежние годы, пока не состарился и не преисполнился скепсиса, я просматривал в Интернете всякие предложения по части бизнеса. Примерно полгода потратил на тщательное изучение игры на биржах. Прочитал ворох переводной литературы, просмотрел десятки часов видеолекций от опытных и преуспевших в этом деле взрослых мужчин. Открыл счет в одной из брокерских контор и несколько месяцев упражнялся на виртуальных деньгах, работая при этом с реальными котировками и акциями на ММВБ и РТС. Кое-что стало получаться. И однажды я увидел объявление, что костромской филиал какой-то брокерской компании приглашает к сотрудничеству трейдеров. Я пришел туда устраиваться. Благо, двое моих одногруппников по Ярославскому универу были к тому времени состоявшимися трейдерами, и их объективно успешный опыт внушал мне оптимизм. В конторе, куда я пришел по объявлению, на меня выпустили пацана лет 19-ти. Мне запомнились его буйные моложавые кудри и распухшие розовые губы (словно его только что оторвали от материнской груди). Выяснилось, что никакие трейдеры им на фиг не нужны. Мальчик долго ездил мне по ушам и убеждал, что я немедленно должен заплатить 8 тысяч рублей и прослушать у них курс лекций о биржевом деле. А если приведу друга и разведу его на деньги для этих лекций, то получу скидку. Я попрощался настолько вежливо, насколько смог, и ушел восвояси.

Фрики и их мозговые фрикции.

В той же глобальной Сети натыкался я на разного рода «тренеров», которых легко представить в программах Елены Малышевой и Регины Дубовицкой. Двое юных москвичей в своем видеоблоге рассказывали мне об особенностях и преимуществах дропшиппинга. Свои краткие внушения они почему-то снимали на камеру, сидя в машине и перемещаясь (один за рулем, второй на переднем пассажирском кресле) по столице. Видимо, это считается круто. Это – признак успеха. А парням нужно беспрекословно верить и переводить им деньги за возможность поучиться дропшиппингу и начать всерьез с ними сотрудничать. Не сомневаюсь, что они нашли десятки (если не сотни) поклонников и последователей.

Случаются и вовсе комедийные персонажи. Настоящие фрики. Например, некая Юлия Печерская, чье безумно глубокое обучающее видео посмотрело уже почти два миллиона человек, а саму Печерскую затаскали по мыльным ток-шоу федеральных каналов, как в свое время дяденьку «Язя».

Ее блоги уже стали объектом пародий, которые не уступают по степени глупости первоисточнику.

Какой-то апокалипсис. Сумерки разума. Фрики против фриков. И это – тоже тренд. Как и в случае с «культом успеха».

Сережа и Тибет

Конечно, есть учителя, к которым стоит прислушиваться. Не развесив уши, а критично, сверяя их советы с внутренним барометром. Мне, к примеру, нравится, как ведет свои лекции-тренинги Ирина Хакамада. Нет, я не ищу там рецептов о том, «как перестать тупить и начать жить». Мне просто нравится слушать умных и харизматичных людей, безотносительно к тому, о чем они говорят.

Мне нравилось слушать моего друга Сережу, с которым мы вместе учились в университете. После вуза Сережа учил иврит и собирался свалить к сестре в Израиль. Но что-то не срослось. Затем он увлекся бизнесом и работал в ярославском филиале какой-то компании, снабжавшей регионы Центральной России бытовой химией. Друг мой так продвинулся там по карьерной лестнице, что в один момент у руководства возник вопрос – а не сделать ли Сережу управляющим по нескольким областям, соседствующим с Ярославской? Но Сережу всегда (а к тому моменту особенно) интересовали не деньги, а проблемы внутреннего духовного развития. Он буквально помешался на этом. И когда начальники вызвали его для разговора о возможном повышении в должности и, соответственно, о серьезном увеличении жалования, они сказали ему: «Мы видим твои успехи. Мы хотим сделать тебя начальником. Но предполагаем, что это тебе не нужно. Ты чем-то там своим увлечен, и деньги для тебя – бумага». «Да», – ответил Сережа. И вскоре уехал куда-то: то ли в Тибет, то ли в Индию. С тех пор прошло уже лет десять или больше. Сережу я не видел все это время. Но от общих знакомых знаю, что он до сих пор там. Занимается какими-то духовными практиками и уже сделался настоящим гуру. Периодически ездит в Европу и ведет там платные лекции и тренинги для многочисленных желающих пропитаться всяческой эзотерикой и научиться приемам восхождения к высотам самопознания. Говорят, денег он за это получает немало. Но обучает не ради денег, а просто потому, что статус у него теперь такой. И ему это интересно. Он, вроде как, искренне верит в дело, которому посвятил себя, отказавшись от корпоративного роста на ниве торгового бизнеса. Так что, есть «тренеры» и тренеры.

Sex, sleep, eat, drink, dream.

Эти пять слов – название и лейтмотив песни Эдриана Белью из King Crimson. Давайте договоримся (а можем и не договариваться), что здесь перечислены базовые потребности человека. В банальном и распространенном представлении (в первом приближении, как говорят математики) эти пять потребностей, будь они удовлетворены, – для большинства людей являют собой тот самый «успех», к которому так принято стремиться. Считается, что путь к satisfaction, к удовлетворению этих потребностей (пусть хотя бы только этих) прочерчен в плоскости финансового благополучия. Это и есть «успех» – окопаться в названной плоскости. Как там оказаться – выбирает каждый сам. Можно ходить стадами на тренинги. Можно сидеть в позе лотоса и оккультными путями рыть себе лаз к свету. Но лучше избегать очарования этими крайностями. А научиться слушать и честно слышать себя. Не имея в виду каких-то скороспелых профитов в виде денег или карьеры. Вот это и будет настоящий успех. Сотворенный внутри и нерушимый мостик от себя к себе, с которого и упасть не страшно: успешно так упасть, чтобы либо подняться, либо утонуть насовсем. При наличии настоящего мостика, выпестованного самостоятельно и без чужой воли, без потребности следовать за модными трендами – при наличии такого мостика взлеты и падения суть одно и то же. Просто движение ради движения. Куда-то. Все равно куда. Против внутренней стагнации. «Если ты идешь, то мы идем в одну сторону. Другой стороны просто нет» (С) Моду оставим модникам. А гонки за «успехом» – гонщикам. Всем сестрам по серьгам. И пожелаем простого человеческого счастья тренерам и их ученикам, сетевикам и трейдерам, людям со свойствами и без свойств, а также эзотерикам и бунтарям всех мастей.

Алексей ТИТОВ.

Ни для кого не секрет, что общество сегодня всецело ориентировано
на вещные блага как на главное мерило качества жизни. Произнесенная 24 сентября
1999 года фраза «мочить в сортире» была воспринята российским населением как
планка, выше которой теперь подниматься не имеет никакого смысла. Во главе угла
был поставлен культ успеха. Какой ценой он достигнут – никого не интересует.

Желая достичь успеха в жизни, многие воспринимают его как
явление, не требующее объяснений. Самый распространенный шаблон: «Успех в жизни
человека – это всегда известность, всеобщее признание, любовь и богатство». В
воображении рисуют большой дом на берегу моря, с роскошной обстановкой, стены
которого увешаны различными наградами и обложками журналов с лицом одного и того
же человека, которое он видит каждый раз как смотрит в зеркало. Если говорить
об успешности, подразумевая финансовые высоты, то, несомненно, человек,
достигший карьерного роста, высокого финансового уровня, считается успешным.
Человек успешен в плане зарабатывания денег. Если он занимает высокое
социальное положение, то, конечно же, он успешен и здесь. Но это не дает ответа
на вопрос, что такое успех в общем смысле и кто такой успешный человек. Помимо
успешного зарабатывания денег и высокого социального положения, существуют еще
и другие грани успеха, которые все вместе и составляют понятие всеобщего
глобального успеха. Ведь бывает, и достаточно часто, что на 100% успешный, в
финансовом плане и с точки зрения окружения и общественной морали, человек – глубоко
несчастен в личной жизни. Но это уже не интересные обывателю нюансы.
Основополагающими в успехе подавляющее большинство населения сегодня считает
деньги и власть.

Итак, культ успеха прочно проник в нашу жизнь. Мы стремимся
не только к карьерным достижениям, высоким заработкам, но меряем успехом личную
жизнь и качество воспитания детей. Ребенок превращается в глобальный проект,
который надо реализовать. «Сверхродители» стремятся достигнуть определенных
вершин, а траты на образование и здоровье чада воспринимают как инвестиции.

Конечно, неискушенные, неокрепшие юные души податливы и
пластичны, поэтому нравы, царящие в обществе, незамедлительно накладывают свой
отпечаток на психологию детей. Там, где возникает экзистенциальный вакуум,
начинают разрастаться деструктивные проявления, которые в своих организованных
формах образуют антикультурную среду. Дети, попадая под влияние суррогатных
ценностей, оказываются втянутыми в те или иные антикультурные течения. На
бытовом уровне ценностно-смысловая дезориентированность часто проявляется в
радикальности взглядов, категоричности суждений, ожесточенности и враждебном
настрое.

Однако такие мелочи вряд ли способны повернуть социальную
машину вспять. Культ успеха – как новая национальная идя России – зомбирует и направляет
всех без исключения. Даже те, кто всячески пытается сохранить прежние
культурные ценности, традиции духовности вынуждены подстраиваться под новые
стандарты, чтобы не быть раздавленными безжалостным социумом.

Альтернатива культу успеха в ближайшем будущем явно не
просматривается. Любое возражение на этот счет парируется крайне просто: ты вначале стань успешным, покажи, на что
способен, а потом уже будешь выдвигать возражения
. Иными словами, презирать
деньги вправе только люди, сумевшие заработать и имеющие деньги в достаточном
количестве. Как говорит народная мудрость: «Только тот, кто добился успеха,
имеет право сказать, что не в деньгах счастье. Когда о том же говорят те, у
кого их нет, это звучит как “виноград зелен”, в басне Эзопа», и, следовательно,
другого выбора, кроме бега в толпе претендентов на успех, просто нет.

Прислушиваются только к мнению успешных людей, а те вряд ли
станут рубить сук, на котором сидят. Таким образом, круг замыкается – идея
успешности становится абсолютной ценностью нашего времени.

Как и любое социальное явление культ успеха подвергается
критике. Вот несколько примеров типичных почти беззубых выступлений такого толка.

Культ успеха

Они готовы идти по
головам, забывая, что их шаблонная голова, которая набита чужими идеями и
мыслями, куда более хрупкая, нежели они думают.

Жертвы успеха. Как же
стало модно использовать слово «успех»: все к нему рвутся, читают одинаковые
книги-бестселлеры по манипуляции людьми, невербальной коммуникации, мотивации,
«как стать богатым» и т.п. Начитавшись этих книг, они начинают действовать по
ним, считая свои мысли особенными, думая, что теперь им подвластны другие люди.
Но упускают главное. Они забывают, что если данные книги — бестселлеры, значит,
их прочло большое количество людей, а из этого следует, что советы, данные в
книгах, уже не уникальны, идеи второсортны. Вместо простого и непринужденного
общения они начинают анализировать и пытаться считывать движения собеседника.
На этот бессмысленный анализ уходит все их внимание, и они не в состоянии
услышать собеседника, именно услышать, а не слышать, и общение, как таковое,
уходит на второй план, а на первый восходит иллюзорное желание считывать эмоции
и мысли собеседника. Общение с такими людьми просто невыносимо.

Из успеха сделали бренд.
Везде учат быть успешными, проводят тренинги, лекции, вебинары. А кто все это
проводит и этому обучает, кто пишет книги об успехе? Обычные люди, которые
просто хотят заработать. Успех — это хороший товар, который продают и
культивируют. Там где спрос, всегда появится предложение. Стремление к успеху сродни онанизму
.

Чтобы стать успешным,
прежде надо стать человеком и приучить себя любить думать. Не книги какие
попало читать, а думать научиться. Читающие бездельники.

Творцы больших
корпораций и небольших фирм не мотивировали себя книжками об успехе, они просто
думали, работали и создавали; они не захламляли и, не увлекались чужими мыслями
и советами.

Если бы и был реальный
рецепт «как стать успешным», то никто бы его не сказал, тем более человек,
который этого самого успеха добился, потому что ему это просто невыгодно и
ненужно.

Источник: «Егоров
Павел» http://nikkiewart.net/?p=2371

Диктатура успеха и
потребители счастья

Общество потребления,
в котором живут наши современники, исподволь трансформирует культуру и начинает
диктовать свои законы. Один из основных законов этой новой диктатуры –
поклонение культу успеха и благополучия. Современному обществу не нужны
страдальцы и неудачники, ему нужны красивые, счастливые и успешные люди.
Каждый, кто хочет считать себя его полноценным членом, просто обязан быть
успешным и счастливым. Людям уже мало, чтобы было «не хуже чем у других», они
тяготятся обычным ходом вещей, ведь нужно успешно конкурировать в обществе. Но
чем настойчивее они гонятся за успехом, тем более он становится недостижимым:
современная экономика построена на концепции бесконечного роста потребностей.
Как верно подметил французский писатель Паскаль Брюкнер, успех и счастье в наше
время превратились в повинность. Современный обыватель должен быть успешен
одновременно в любви и семейной жизни, в делах и карьере, в общественной и
частной жизни, в сфере физической и духовной, да еще и всегда получать «полное
моральное удовлетворение».

Повсеместный спрос на
счастье сформирован, и в ответ на него неизбежно появляется предложение. Когда
психология превращается в услугу для «потребителей счастья», мы невольно
становимся заложниками рынка с его настойчиво навязываемым изобилием. Вот и
видим повсеместно предлагаемое готовое к употреблению «счастье» в виде
профанирующих профессиональную психологию и психотерапию, но массово популярных
курсов «личностного роста», «привлечения денег» и «влияния на других».
Закономерен парадокс: чем меньше оправдываются ожидания от подобных курсов, тем
сильнее потребность в новых «комплектах счастья» – более «мощных»,
«суперэффективных», гарантирующих «100% результат». Конечно, профессиональных
психологов и психотерапевтов, с их «обычными» консультациями, нелегко найти
среди таких кричаще ярких и неординарных «продавцов счастья». Здравого смысла,
и сформированного «зрелого» отношения к работе с психологом (вместо «научите
как жить» – «мне пора что-то осуществить в своей жизни») может оказаться
недостаточно. В этом случае, можно обратиться за помощью в профессиональные
психологические сообщества, которые обучают, супервизируют, поддерживают,
соответственно, знают и могут рекомендовать своих специалистов.

Андрюшин В.В., Директор Альянса Помогающих Практик, член
Правления EEAET. Санкт-Петербург

http://av.appme.ru/text/396/

Наталья Иченко:
Человеческое ралли

Жизнь как гонка за успехом

В обществе во все
времена существовали некие каноны, по которым «должен» жить каждый. Сегодня
большое внимание уделяется успешности человека. Во многих семьях с детства
развивается культ успеха: ребенку внушается, что нужно всегда стремиться быть
лучше других, успешнее других, богаче, умнее, перспективнее. Более того,
установка на успех и достижения сегодня активно продвигается во внешней среде
через кино, телевидение, глянцевые журналы. В итоге вся жизнь превращается в
гонку за успехом. А смыслом ее становятся деньги, положение в обществе,
материальные блага.

Стремление к
совершенству и благополучию само по себе прекрасно, но до тех пор, пока оно не
становится сверхценностью и не начинает управлять всей жизнью. Когда в нашей
жизни остается место не только достижению вершин, но и собственно жизни:
друзьям, семье, родным, наконец, собственным интересам, не связанным с
продвижением себя по социальной лестнице.

Риски от погони

Стремление выглядеть
процветающим и успешным нередко доходит до абсурда. Желание соответствовать
внешнему фасаду благополучия толкает людей брать огромные кредиты, которые
становятся для них долговой ямой.

Амбициозные цели часто
не соответствуют реальным возможностям человека. После череды неудач возникает
депрессия, недовольство собой и собственной жизнью.

Некоторых людей мучают
высокие достижения других. Тех, кто их имеют, часто преследуют страхи потерять
все то, чего они достигли. Постоянное напряжение и тревога доводят человека до
состояния глубокого стресса.

Профессиональные и
личные отношения начинают переполнять конкуренция и соперничество. Многие из
нас уже давно живут в режиме сравнения собственной жизни с жизнью друзей и
стремлением их превзойти: иметь более высокооплачиваемую работу и высокую
должность, более красивую жену или статусного мужа, более дорогую машину и
квартиру и многое другое. Это стремление быть лучше не утихает с каждой
достигнутой вершиной, а, напротив, разгорается с новой силой.

В отношениях между
мужчиной и женщиной культ успеха мешает выражать тепло и любовь. Появляется
страх, что любые нежные чувства могут быть расценены партнером как слабость, а
«слабость непозволительна успешной независимой женщине», и тем более
«непозволительна успешному мужчине».

Таким образом,
чрезмерный акцент на успешности и благополучии может привести к хроническому
напряжению, стрессам, дефициту человеческой близости и одиночеству. Более того,
становясь заложниками этой модной тенденции, мы теряем внутреннюю свободу, к
которой так стремились.

http://www.yugregion.ru/society/blogs/56848.html

Люди SOP, или О новом
сектанстве

Эти люди почти
безупречны. В своей безупречности они похожи друг на друга как близнецы. Или
как бройлерные цыплята на птицеферме. Движения, мимика и даже образ мыслей
двадцатилетней девушки и сорокалетнего мужчины – почти одинаковы. Потому что
они принадлежат к секте SOP – Success Oriented People.

Корпоративный
дресс-код стал их стилем. Их лексика напоминает автоматический перевод с
английского. Интонации, даже в разговоре с родными, – те же, что и на
презентации для какого-нибудь инвестиционного комитета. С акцентом на
продвигаемой идее. А главное – на продвижении себя.

Они всё делают
правильно. Они знают, как правильно – этому универсальному знанию их учат на
бизнес-тренингах. Если делать все правильно – обязательно добьешься успеха. В
этом смысл и цель – планомерно и неуклонно двигаться вверх по карьерной
лестнице.

Помню, в конце
девяностых зашел ко мне в квартиру продавец гербалайфа. Тогда я впервые познакомился
с подобной мимической маской, с этими шаблонными интонациями и жестами.
Гербалайфовцы у нас были пионерами, передовым отрядом SOP.

Я сидел напротив парня
в плотном сером костюме и белоснежной рубашке, смотрел на его жесты, на
движения губ и не понимал смысла слов. Будто он говорил на чужом языке. Может
быть, потому, что жесты были неестественными, заученными. И речь не
подтверждалась живым блеском глаз, привычными и понятными эмоциями.

Был полдень жаркого
июльского дня. На лбу молодого человека блестели капельки пота. Но пиджак и
рубашка оставались застегнутыми на все пуговицы.

– А почему вы не
рассказываете своими словами? – спросил я продавца, – У вас же есть свой опыт,
вы же сами пьёте эти лекарства? И родственники, наверное пьют. Расскажите, что
именно вы принимали, какие у вас ощущения?

– Мы ценим ваше время
и стараемся дать максимум важной информации. Конечно, я использую наши
прекрасные продукты. Я многим обязан нашей компании. С вашего разрешения я
продолжу…

И молодой человек
продолжил положенный ритуал.

С тех пор SOP у нас
сильно продвинулись, внедрились и распространились, но сектантский характер их
мировоззрения не изменился. Вместо промывочных гербалайфовских лекций –
инициации в различные степени посвящения на курсах MBA, вместо единственного
серого костюма – гардеробы, иерархия наручных часов и автомобилей, как
индикаторы успешности.

Но суть не изменилась:
адептам SOP дают простые правила, простую модель сектантского счастья. Если
будешь следовать этой модели, будешь делать все по правилам – тебя ждет успех.
Не примешь правила, посмеешь любить, воспитывать детей, писать стихи – станешь
лузером, выпадешь из мира SOP.

Из мира несчастных
успешных зомби.

Деркачев, http://www.odnako.org/blogs/lyudi-sop-ili-o-novom-sektanstve/

Что же предлагают нам взамен критики культа успеха? Ровным
счетом ничего! Имеем дело лишь с негативными эмоциями. А кому они нужны, и
своих предостаточно!

Делаем соответствующие утилитарные и всем понятные выводы.
Деньги – это эквивалент любой трудовой деятельности. И это необходимая часть
оценки. В противном случае человек не в состоянии оценить свое место в
обществе. Любовь к деньгам стимулирует трудовую деятельность.

Богатство – не единственное мерило значимости. Есть другие
личные качества: профессионализм, доброта, честность, мужественность и т.д.
Однако без успешности доброта, профессионализм и мужество ничего не стоят и не
принесут никакой пользы окружающим. Это чисто эфемерные понятия. Как можно
проявлять доброту, если у человека не будет за душой ни гроша? Гладить по
головке умирающего от голода ребенка?

Идея успеха создает два класса, класс победителей и класс
побежденных. Все хотят подняться наверх социальной пирамиды. Но для того, чтобы
существовал острый верх пирамиды, у нее должен быть широкий фундамент, и этот
фундамент составляют неудачники. Благодаря им и существует верх. И,
следовательно, резкое экономическое неравенство является генетическим свойством
самой системы.

Равенство и братство – это лозунги, а не реальные вещи. В
жизни никакого равенства нет и никогда не было. Равенство – это абсолют, к
которому человечество может лишь стремиться. Но оно его никогда не достигнет.

Здесь необходимо вмешательство в плане направления
деятельности в правильное русло. Так, «труд» может быть криминальным. Он тоже
приносит деньги, но это «грязные» деньги и обществом презираются. Отсюда
необходимость их отмывки, которая тоже стоит денег. К кризисам в экономике
приводят не деньги, а мошенничество в финансовой сфере экономики, что в итоге
выражается в излишней массе денег. Таким образом, пресекать надо не любовь к
деньгам, а криминальную деятельность, приводящую к необеспеченной массе денег.

Успех – это деньги и власть. Но для чего нужны деньги и
власть? Они нужны, чтобы иметь больше денег и еще больше власти. Когда борец за
успех добивается богатства, он не может остановиться на достигнутом, не только
потому, что это необходимо для самоутверждения, но и потому, что других
жизненных целей кроме этой экономическое общество не предоставляет. Поэтому
периодически надо говорить о незаслуженном факте невнимания лучшей части
общества к духовным ценностям и переключении интеллигенции на ценности
утилитарные.

Изменяет общество и формирует индивидуальную судьбу сама
система, корпоративная система, и если эту формулу постоянно повторять, она
становится частью общественного сознания. Успех или поражение зависит, в
конечном счете, только от вас. Проигравшие, обвиняя систему, а не себя,
вызывают только неприятие и раздражение. Само наличие жертв подрывает
уверенность борцов за успех. Для них не только критика, но даже простое
сомнение в системе опасно, оно может лишить оптимизма. Оправдан или не оправдан
этот оптимизм, это не важно.

Если вы проиграли, это означает, что ваша тактика и
стратегия жизни, как бизнеса, была неверна. Но вы можете добиться успеха, если
сделаете правильные инвестиции времени и денег, правильные инвестиции в
здоровье, которое является вашим капиталом, мотором успеха. Вы должны следить
за диетой и делать физические упражнения.

Ваше экономическое и физическое здоровье зависит только от
вас. Если вы проиграли, это ваша вина, вы можете винить только себя. Если жизнь
вам кажется мрачной, то это не потому, что она действительно мрачна, а потому,
что вы настраиваете себя на эту волну. Если вы будете убеждать себя, что все
прекрасно, ваша жизнь и станет в вашем ощущении прекрасной. Успех зависит
только от вас, надо только верить в свою способность его добиться.

Ставьте перед собой
конкретные цели
. Задумайтесь о цели, достижения которой вы хотите добиться.
Прислушайтесь к внутреннему голосу и эмоциям. Поставленную цель необходимо
сделать достижимой, привлекательной. Слишком трудная, отдаленная цель кажется
нам абсолютно недостижимой, и у нас опускаются руки. Нужно наметить несколько
последовательных, посильных этапов на пути к цели. Постепенно осуществляя
каждый этап, мы приобретаем уверенность в себе и в своих силах.

Для того чтобы
добиться успеха надо много трудиться
. Одним из основных способов по
достижению успеха является упорный труд. Вы обязаны взять на себя
ответственность за реализацию своей цели и начать неустанно работать. Чтобы
достичь успеха, на него надо работать каждый день и всю жизнь. Работайте все то
время, пока вы находитесь на работе. Не тратьте время попусту.

Будьте хозяином своих
мыслей
. Следите за тем, что говорите, ведь слова оказывают влияние не
только на вас, но и на окружающих. Помните, что наша жизнь — это во многом то,
что мы о ней думаем. Именно негативная оценка происходящего, а не
действительное положение дел – главная причина нашего беспокойства. Не
позволяйте негативным чувствам овладеть вами. Сосредотачивайтесь на позитивном.

Повышайте свою
квалификацию
. Учитесь. Расширяйте свой профессиональный опыт. Самосовершенствуйтесь.
Чем больше вы будете знать, и уметь, тем шире будут ваши профессиональные
возможности. Используйте чужие знания и опыт. Вы сэкономите массу усилий и, в
конечном итоге, время, если возьмете за правило регулярно пополнять багаж
знаний или использовать личный опыт других людей.

Планируйте свое
рабочее время
. Это инструмент, используемый каждым успешным человеком,
который сделает и вашу работу более качественной и эффективной. Составляя
планы, человек определяет себе фронт работы. Он знает, что ему необходимо
сделать, когда и для чего.

Не бойтесь
препятствий, возникающих на вашем пути
. Неудача делает вас более сильным,
более эластичным и более решительным. Когда вы терпите неудачи, то единственное
правило, которого вы должны придерживаться, чтоб добиться успеха, – вы должны
на один раз больше встать, чем вы упали. Если жизнь послала вас в нокдаун, вы
должны встать и продолжить свой путь. Если вы не встали, вы проиграли. До тех
пор, пока вы намерены вставать, вы двигаетесь к достижению успеха.

Общайтесь с успешными
людьми
. Найдите наставника, введите в свою жизнь, в свой круг общения людей
позитивных, успешных и целеустремленных. Если вы будете общаться с
неудачниками, нытиками, жертвами – вы и сами станете такой же жертвой — жертвой
обстоятельств, других людей. Вы становитесь похожим на тех, с кем общаетесь.

Хочешь, не хочешь, а окружение оказывает огромное влияние –
и самое главное, что окружение влияет на ваш образ мышления, Ваши стремления и
идеалы. Не зря же в народе прижились такие выражения как: «С кем поведешься, от
того и наберешься», «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу кто ты».

На деле с успешностью по-русски все обстоит не так уж
просто.

Реплика в русском Интернете: «Недавно беседовал со своим
знакомым, чрезвычайно успешным, и казавшийся мне человеком, добившимся всего, о
чем я мог только мечтать. Он мне: «Понимаешь, я могу заработать очень много и
зарабатываю! Но я не вижу сутками жену, не вижу, как растут мои дети, у меня
есть все, но у меня нет времени этим пользоваться. Все подчинено зарабатыванию
денег, которые я уже и не знаю, на что тратить. И зачем мне это?! Жизнь
проходит мимо меня, и в тоже время не могу остановиться, все будут видеть во
мне неудачника!» И возникает мысль, что его успех – это как приговор на всю
оставшуюся жизнь.

Да, путь к вершине –
это бесконечная борьба, вечный страх ошибиться, не успеть, опоздать, это
вечная неудовлетворенность, которая подгоняет подобно хлысту: все выше, и выше,
и выше. О том, чтобы на мгновение остановиться и насладиться достигнутым, уже и
речи быть не может. Нет времени.

Раньше приговаривали к лагерям, теперь – к успеху.
Особенность российской политики – безальтернативность, тебе всегда навязывают
единственно возможный жизненный путь. В этом и есть суть тоталитаризма, какой
бы маской его не прикрывали. Поэтому российский культ успеха неслучайно замешан
на фразе «мочить в сортире» и ей подобным. Всем нам «сверху» посылают
недвусмысленное сообщение: «Делать, как я сказал!»

Доктрина культа успеха проживет так же долго, как и сталинско-брежневский
социализм. Оспаривать такой незамысловатый прогноз вряд ли стоит. Ведь
инертность социума – не случайность, а закономерная характеристика его
выживания. Революции хороши время от времени, но не чаще, чем раз в 50 лет.
Поэтому всем сомневающимся в разумности новоиспеченной установки на жизненные
ценности следует всерьез побеспокоиться о собственной психике и поискать
действенные замены навязанному упрощенно-обывательскому подходу к
конструированию своей действительности. Ведь умный человек – это не тот, кто
находит объективные оправдания собственному бездействию. Ум нам дан для
создания желаемой реальности и преодоления ради этого объективных трудностей,
какими бы непреодолимыми они ни казались поначалу. Но решить эту задачу смогут
лишь единицы.

Итак, критика культа успеха – это пустая трата времени.
Критика тоталитаризма – это поход с рогаткой на медведя. В обоих случаях имеет
место попытка оправдания собственной несостоятельности. Оптимистичная точка
зрения такова: система тоталитаризма и культа успеха имеет так много слабых
мест, что возможности для творчества у дезомбированного индивида здесь просто
неограниченны.

Помним: зомбированный индивид мнителен и склонен к депрессивности,
утрачивает способности к аналитическому мышлению, притягивает к себе
конфликтные ситуации.

Процесс собственного дезомбирования предусматривает
несколько этапов. Первый этап – детальное ознакомление с проблемой, которая
вызывает беспокойство. Данная публикация может поспособствовать в прохождении
этого этапа. Рассмотрим конспективно, с чем приходится иметь дело.

Мыслить прямолинейно – удел обывателя. Поэтому он постоянно
впадает в крайности. В СССР такой крайностью был тотальный контроль со стороны
компартии всех сфер жизни. В постсоветское время отказались о политического
контроля – его сменил контроль экономический. Та же прямолинейность мышления,
но в другом ракурсе. Произошедшая трансформация общества вполне закономерна.

Не составляет труда понять, что поставить все в зависимость
от денег – прекрасный ошейник для граждан. Однажды одев его, снять потом вряд
ли уже удастся. Приходится постоянно «крутиться», чтобы не лишиться средств к
существованию. Когда за все приходится платить, полученными деньгами надо
грамотно распорядиться, собственность необходимо все время отстаивать, сентенции
типа «не хлебом едины» полностью перестают восприниматься. О каком гармоничном
развитии вообще может идти речь, когда во главу угла поставлены
товарно-денежные отношения, если все связи между гражданами и государством
строятся на основе купли-продажи!?

Казалось бы, заставить всех мыслить экономически – благо для
общества. Почему? Аргументация на этот счет представлена в многочисленных
публикациях наших ведущих экономистов. Но выдвинутые аргументы при ближайшем рассмотрении
перестают выглядеть убедительно.

Экономист далек от психологии, и его знания о пирамиде
потребностей Маслоу весьма ограниченны. По факту имеем прямолинейную схему
мышления с абстрагированием от факторов (верхняя часть пирамиды), с которыми
непонятно, что делать. Сконструированный «человек экономический» получился
слишком идеальным с сильно упрощенными критериями оценки успешности. И в
действительности получаем ситуацию, которая оказывается не такой гладкой, как
рисуют теоретики-экономисты.

Есть немало талантливых людей, которые не желают заниматься
бизнесом, не хотят все мерить деньгами. Творческая деятельность, а особенно
научная, далеко не всегда согласуется с конъюнктурой рынка. Результаты
творчества порой не удается уложить в рациональные схемы купли-продажи. Многие
новые подходы и изобретения опережают свое время и непонятны обывателю, тем не
менее они крайне важны для человечества. Как все это согласовать с рыночной
экономикой?

Смешанная экономика, казалось бы, решает проблемы
финансирования перспективных разработок, талантов, а также отчасти учитывает,
что не все люди способны мыслить сугубо экономически. Однако чтобы смешанная
экономика работала, нужны гибкость управления и высокая социальная культура. А
в России такой культуры нет.

Нам усиленно навязывают мысль, что причиной развала СССР была
неэффективность социалистической экономики. Но как тогда интерпретировать то факт,
что в 1985 году М.С. Горбачев взял курс на развитие кооперативного движения, построение
смешанной экономики? Политические функционеры, обладая всей полнотой власти, не
могли справиться с задачами перестройки, постановки экономики на рыночные
рельсы? Вряд ли. У них были все административные и политические возможности. Если
они решили встать на путь демонтажа СССР, значит тому были серьезные причины.
Одной из таких причин нам видится отсутствие в верхних эшелонах власти соответствующей
социальной культуры. Социальная культура – это система социально значимых
знаний, ценностей, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди
организуют свою жизнедеятельность в обществе, а также творческая деятельность
по их созданию и развитию.

Командно-административная система имеет мало общего с
культурой, на базе которой можно строить смешанную экономику. Единственное, как
можно использовать тоталитаризм – это создать на его базе тоталитаризм иного
типа. Что и было сделано.

Вместо идеологической власти была установлена власть экономическая
с жесткой концентрацией личной власти, практичным торгом с наиболее
могущественными социальными силами, алчной бюрократией и культом успеха в качестве
суррогата национальной идеи.

Все ресурсы и крупные инфраструктурные проекты сосредотачиваются
в руках олигархов, связанных с властью неформальными отношениями. Мелкие инфраструктурные
проекты – магазины, студии, мастерские и т.п. – отдаются на откуп народу. Стратегически
важными они не являются и на распределение власти влияния не оказывают.

Нет ничего странного, что под жестким контролем вездесущей жадной
бюрократии малый и средний бизнес в России, если и развивается, то слабыми
темпами. Е случайно также наличие кучки олигархов, сосредоточение всей власти в
руках одной партии, отсутствие сильной оппозиции.

Рождение тоталитаризма экономического толка – с всеобъемлющим
централизованным контролем экономики, унификацией, односторонней регламентацией
– вполне закономерное явление. Иного варианта трансформации России просто не
могло быть.

Смена одной формы тоталитаризма на другую, естественно,
произошла очень быстро. В 90-е годы социальная структура российского общества
была буквально взорвана появлением
нового класса крупных собственников. Этот социальный высший слой был в спешке
создан Гайдаром и Co
.
как субъект частнособственнического развития страны и как гарант невозможности
возврата к прежней системе. На этот класс делалась главная ставка на выборах
президента 96-го года, когда его наиболее видные представители были приближены
к Кремлю. Этот класс был создан: а) быстро, с помощью ваучерной приватизации и
залоговых аукционов, являвшихся удобной формой раздачи собственности; б) на
добывающих отраслях и отраслях «черного передела». Какую же элиту мы получили?

В России не сложилась идеология крупного капитала. В рамках
молниеносной приватизации не могла сформироваться культура длительного
накопления и приумножения богатства за счет собственного труда и способностей,
как это было в протестантизме, идеологически обеспечивавшем наступление
капитализма на Западе. Некоторые боссы российского бизнеса в 90-х не успели
даже сменить костюмы, в которых ходили на партсобрания.

Спешное распределение национального богатства породило
мощную коррупционную составляющую процесса обогащения крупных собственников.
Сырьевой характер частного сектора позволял благоденствовать, не вступая в
жестокую конкурентную гонку. У наших нуворишей отсутствовал опыт классовой
борьбы, поисков социального консенсуса и регулирования производственных
отношений, а интересы наемных работников они не принимали во внимание.

Жизнь и благополучие российских буржуа всецело зависит не
столько от их личностных потенций и экономической конъюнктуры, сколько от
способности наладить контакт с новой политической элитой страны. Практика
лоббизма и «откатов» здесь гораздо важней управленческих способностей и
индустриальной стратегии.

Получив всего за несколько лет значительные, но
необременительные богатства, финансово-производственная олигархия в первую
очередь озаботилась подбором соответствующего положению антуража. Под номером
один идет уровень потребления и образ жизни. А общественность всерьез
переживает, заткнет ли Абрамович за пояс султана Брунея или отложит на потом.

Доминирование правящего класса оформляется и в приоритете
его идеологии. Иррациональная вера в успех, культ богатства, стандарты
обеспеченной жизни благополучно оттесняют традиционные ценности, связанные с
семьей, нравственным и физическим здоровьем, личностным развитием. Успех в
новой трактовке измеряется стандартно: деньги, карьера, известность. Все
правильно – рынок определяет ценность человека. Вспомним Эриха Фромма: «Если
качества, которые может предложить человек, не пользуются спросом, то у него
НЕТ ВООБЩЕ никаких качеств…» Успех на рынке определяется спросом на человека,
что тождественно популярности. Отсюда бесконечный промоушен и публичное
мелькание, эквивалентные общественной значимости субъекта. Это хорошо поняли даже
политики.

Те, кто хочет сносно жить, должны любой ценой зарабатывать
деньги и думать только о собственном благополучии – другого выбора у них нет. А
чтобы не возникало иных потребностей, все было сведено к отношениям
купли-продажи, т.е. деньги стали мерилом всяких взаимодействий между людьми. Даже
дружеские отношения и любовь получили характерную денежную окраску.

Как средство против чувства усталости от нового образа жизни
человеку предусмотрительно был навязан культ успеха, т.е. беспредельное стремление
к благополучию. Пропаганда художественно утонченно показала, что к успеху
стремятся абсолютно все: бандиты, чиновники, олигархи, лавочники и т.д. Правда,
у каждого свое представление о способах достижения успеха, но это не столь
важно. Главная идея – о важности успеха для каждого человека – была удачно вмонтирована
в подсознание масс. Народ принял новую программу поведения, и в России наступил
почти рай. Каждому, наконец, стало понятно, к чему ему следует стремиться, в
чем смысл жизни. Тех, кто не смог принять новый формат социальных отношений,
объявили неудачниками, или лузерами, – к ним быстро оформилось чувство брезгливости,
ими стали пугать подрастающее поколение.

Культ успеха, подогреваемый гламуром, – это грандиозная пропагандистская
находка, для власти беспроигрышная во всех смыслах установка.

Слово «успех» имеет мощнейший позитивный смысл. По
значимости успех затмевает такие понятия как свобода выбора, социальная
справедливость, равенство и т.п.

Нет ничего предосудительного в том, что человек хочет стать
успешным. Не считается зазорной открытая зависть к добившимся успеха людям.

Стремление к успеху символизирует гламур. Современный гламур
– это культ вечной молодости, вечного
удовольствия, роскоши и праздности. А откуда берутся деньги на атрибуты роскоши
и статуса, никого не волнует. Суть русского гламура – стремление через внешнюю
роскошь подчеркнуть свой статус. Путин надевает пиджак от Patek Philippe, чтобы
обрести респектабельность в глазах Запада. Рязанская школьница покупает на
местном рынке подделку под Луи Виттон, носит накладные ресницы и мечтает о
силиконовой груди. Поп-звезда делает очередную пластическую операцию по
омоложению, покупает дом в Голливуде. Все они стремятся к одному:
продемонстрировать свой жизненный успех. Жизненный успех в нынешнем обществе –
это, прежде всего, деньги. Деньги на себе не поносишь. Поэтому покупаются
статусные шмотки, позолоченные айфоны и люксовые тачки. Этой гонке нет конца. Идеал
гламура всегда недоступен.

Еще одна цель гламура – продемонстрировать презрение к
окружающим, которым не удалось добиться такого же положения, и вызвать их зависть. Обывателя раздражают
светские вечеринки с реками шампанского, тоннами стразов и бесконечно длинными
лимузинами. «Зажрались совсем» – завистливо ворчит он, жадно всматриваясь в
телевизор.

Каким бы алчным, жестоким, лживым ни рисовали олигарха, в народе
все равно не будет абсолютной ненависти к нему. Укравший сотни миллионов у государства
коррупционер ни у кого не вызывает сильной негативной реакции. Ставя себя на
его место, почти каждый подсознательно ощущает, что поступил бы точно так же. Все
хорошо понимают, что цель оправдывает средства, и для достижения успеха все
средства хороши – главное не быть пойманным. Если хочешь жить богато,
обязательно придется рисковать, порой совершать противоправные действия.

По заявлению пессимиста-оппозиционера, при нынешнем режиме каждый
находящийся у власти функционер всеми правдами и неправдами хочет урвать себе
кусок потолще и пожирнее. Таким заявлением он рассчитывает на понимание и
поддержку со стороны тех, кому судьба не дала шанса принять участие в дележе общего
пирога. Однако поначалу массовые выступления против «жуликов и воров»
закончились практически ничем. И этот результат далеко не случаен. Протестующие,
с одной стороны – борцы за справедливость и демократию, а с другой – лузеры, не сумевшие занять место поближе к кормушке.
Такая двусмысленность становится возможной во многом благодаря привитому в
народе культу успеха. Любой обыватель вправе сказать, то цель оппозиции –
произвести ротацию власти, чтобы начать обогащаться самой. Иными словами,
никакой принципиальной разницы между нынешней властью и корыстной оппозицией не
существует, и те и другие по сути слеплены из одного теста.

Насилие, осуществляемое экономической властью, воспринимается
как «сладостное насилие», ибо речь идет о том, чтобы, «отоварив» свои
специфические возможности и свои убеждения, часть интеллигенции (в сущности,
давно уже превратившаяся в духовный плебс потребительского общества) получает
искомые материальные блага. Понимая, что качественное различие материальных и
духовных благ ее изобличает, новая интеллектуальная элита сводит их к различию
товаров и услуг и, идентифицируя себя в качестве поставщика рыночных
интеллектуальных услуг, предлагает вытравить из общественной памяти само
понятие интеллигенции, зачислив его в разряд традиционалистской лексики. Подобная
капитуляция светской интеллигенции в целом подготовлена несколькими столетиями
секуляризации, и в общем вписывается в логику последней.

Рынок есть такая специфическая система отбора, которая
неумолимо бракует всех кротких, нищих духом, несущих в душе страх Господний.
Рынок есть система, несущая материальные и духовные блага наиболее
состоятельным – тем, у кого больше денег. Поэтому и церковь, превратившись в
институт рыночного общества, неминуемо переориентируется на «наиболее приспособленных».

В условиях рынка не может нормальный человек не стремиться
стать успешным. Если кому-то претит успешность, не иначе он болен, слаб,
труслив, чрезмерно осторожен. В любом случае процесс постоянной выбраковки неудачников
запущен, и каждый знает, что, перестань он «крутиться», ярлык лузера непременно
навесят и на него.

Ирина Медведева, директор Общественного института демографической безопасности, в одном из выступлений сказала следующее: «Мы живем в обществе, в котором грубые психиатрические симптомы — именно те симптомы, которые принадлежат настоящей психиатрии, выдаются за эталоны моды и поведения». С этим утверждением трудно не согласиться, если выйти за рамки сознания и обывателя. Приведем некоторые из них:

«Чистота — половина веры». Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует.

Неопрятность
.
По психиатрическим меркам неопрятность является показателем тяжелого психиатрического расстройства. Она может обнаруживаться при таких нервных расстройствах как деменция, депрессия, шизофрения, нарастающее слабоумие, алкоголизм, наркомания. Здесь имеется ввиду не «ситуативная» или временная неряшливость, связанная с нехваткой времени или сил, а неряшливость как часть образа. И такое явление сегодня имеет место быть. Так как рваные джинсы, разные по длине полы пальто и платьев, неправильно застегнутые пуговицы и другие «нарушения в опрятности» являются частью имиджа многих молодых людей.

«Стыдливость не приносит с собой ничего, кроме блага». Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует.

Культ секса

. СМИ — главный «проводник» культа секса в массы. Юмористические передачи, фильмы, реклама и даже мультфильмы — все пропитано идеей сексуального раскрепощения. То, что у нормальных людей остается скрытым, теперь выносится на всеобщее обозрение и обсуждение. Интимный стыд считается пережитком средневековья. Но не это ли является признаком нравственного вырождения общества?

С точки зрения специалистов, это не только навязывание разного рода извращений, подобных вуайеризму (когда показывают происходящее в чужих спальнях), но и популяризация сексопатологических отклонений, являющихся частью психопатологии. Более того, пропаганда секса, происходящая в форме лекций и рассказов о так называемом безопасном сексе, провоцирует в молодом поколении пренебрежение семейными, брачными отношениями, являющимися одной из важных составляющих для человека со здоровой психикой. При отсутствии брачных отношений неизбежны психические нарушения, что в целом ведет к деградации общества.

«Несчастен раб динара, несчастен раб дирхема, несчастен раб одежды, несчастен раб убранства!» Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует.

Культ денег и роскоши
.
Мы живем в то время, когда человек может пренебречь самым необходимым, чтобы купить то, что впечатлит окружающих. Будь то новая машина, шуба или айфон. Человека оценивают по его финансовому положению, его духовные ценности отходят на второй план. Духовный голод в данном случае утоляется не работой над своими комплексами, а приобретением вещей, заполнением внешнего пространства. И на этом фоне интересен тот факт, что наименьшее число самоубийств насчитывается в бедных странах, в то время как рост материального благосостояния в Европе сопровождался увеличением числа самоубийств. «Потребительское» отношение к человеку, при котором он воспринимается сквозь призму его благосостояния, приводит к комплексам и массовым неврозам.

«Клянусь предвечерним временем! Воистину, в убытке каждый человек, кроме тех, которые уверовали, творили благие деяния, заповедовали друг другу терпение и заповедовали друг другу истину» Коран, сура «Аль-Аср», «Предвечернее время», аяты 2-3.

Культ успешности
.
Каждый человек хочет быть успешным. Но успех, не служащий удовлетворению не только материальных, но и духовных потребностей человека, часто приводит к депрессиям. «Успешный человек на приеме психолога» — сегодня это стало правилом, нежели исключением. В современном обществе из успеха сделали идола, которому люди поклоняются, забыв самих себя. И вроде бы ничего плохого в этом не было бы, если бы в это понятие не «пихали» всякие далекие от успеха вещи, например, такие как деньги, слава, почет и т.д. Ведь успех — это, прежде всего душевное состояние, а не то, что думают о тебе другие.

Человек должен и может стремиться к успеху, но важно иметь ясное представление о его содержании. Потому что, когда мы, купившись на блестящую обертку, тратим свою жизнь и силы на гнилую начинку, это в конце концов приводит к разочарованиям, сожалению, психическим расстройствам и к суицидам. Нельзя не вспомнить также излишний рационализм, характерный для тех самых «успешных». Рационализм, который преподносится как прагматизм. Это тоже один из признаков шизофрении. Так как в противовес распространенному мнению, шизофрения характеризуется не иррациональностью, а напротив — излишней рациональностью, исключающей чувства сопереживания к другим.

«Воистину, Аллах не любит гордецов и бахвалов» Коран, сура «Ан-Ниса», «Женщины», аят 36.

Нарциссизм
.
В каждом веке были свои «модные» психические отклонения. Если еще в начале практики Фрейда это были расстройства истерического характера, то в наше время «модным» стал нарциссизм. Возможно, это связано с развитием технологий, способное «объединить» людей почти со всего мира в единое интернет-сообщество. Если раньше для самоутверждения и всеобщего признания людям нужно было годами работать, изобретать, творить, то сегодня людям не нужно идти на такие подвиги, достаточно успешных фото и красивых страниц. Но нарциссизм — это не только про соцсети. В предисловии к книге «Адская паутина. Как выжить в мире нарциссизма» Сэнди Хотчкис пишет следующее:

«О нарциссизме трудно сказать что-то новое. Всегда существовали пустые, жадные, склонные к манипуляциям люди с подверженным инфляции самовосприятием, которые не принимали в расчет интересы других людей.

В современной культуре тревожит именно та степень, в которой психологические изъяны других людей повсеместно получают знаки одобрения. В наше время, в современную эпоху нарциссизм не только терпят — его одобряют и восхваляют. Многие наши лидеры и обожаемые нами общественные деятели рисуются, выставляя на всеобщее обозрение свои нарциссические склонности, и нам не терпится подражать их исключительности. Их возмутительное поведение не оставляет нас равнодушными и кажется нам обаятельным и привлекательным, и потому мы позволяем себе им «восторгаться». Пока мы не научимся распознавать, какое поведение является здоровым, а какое нет, мы будем ходить в тумане, и утверждение, что «так делает каждый», не поможет оправдаться тем, кто катится при этом под откос».

Нарциссизм — нарушение, на алтарь которого возносятся не только поступки, вызывающие у общества изумление, шок, интерес, но и благородные дела,
такие как благотворительность, помощь ближнему, верность идеалам и т.д. А значит он опасен еще и тем, что даже благие дела ставит под сомнение, сомнение в искренности и нравственности их совершившего.

Сегодня те или иные психиатрические симптомы настолько распространились, что воспринимаются как норма. Как писал Бальтасар Грасиан в книге «Наука благоразумия»:

«Каждому народу, даже весьма просвещенному, свойственен какой-либо природный недостаток; соседи обычно подмечают его со смехом либо со злорадством.

Вытравить или хотя бы прикрыть эти родимые пятна — немалое искусство: такой человек прославится как исключение среди своих земляков — а что редко, то дорого. Бывают еще недостатки фамильные, сословные, должностные, возрастные, и если все они сойдутся и не будет человек стараться от них избавиться, то чудищем станет несносным».

Наверное, дополнения будут излишними.

— Успех

— быть успешным

— я успешный молодой человек

Подобную хрень, благодаря большому количеству «бизнес-сект» слышно стало довольно часто. Создается культ некоего абстрактного успеха.

Успехуспехуспехуспехуспехуспех… блаженное лицо молодого человека в костюме, с обеими застегнутыми пуговицами и портфельчиком, по которому сразу идентифицируется продавец билетов в театр, который зашел в бизнес-центр и бывает послан из каждого офиса. А ведь ему, скорее всего, тоже впарили, что «у него свой бизнес и он не работает на дядю».

Ну не суть, попробуем разобраться в мантрах «успех» и «успешность».

Все мы, прошедшие школьное образование, имеем некий набор ценностей. Самые главные ценности, которые закладываются в школе (и вообще в нашей системе воспитания и образования) — это подчинение и стабильность. Наличие начальника, Путина, сильной руки требуется для спокойной жизни и чувства «уверенности в завтрашнем дне».

Когда человек приходит на любой тренинг, на него выливается огромной поток информации на тему некоего абстрактного «успеха». Деньги, женщины и прочие внешние аттрибуты обязательно присутствуют на рекламных проспектах любого такого тренинга.

«Чтобы стать богатым, надо думать, как богатый»

«Чтобы стать успешным, надо делать так, как делают успешные люди».

Поразительно, как эта совершенно идиотская идеология поглощает в себя все больше жертв. Я много раз слышал, что «надо ходить в места, куда ходят успешные люди, чтобы подтягиваться к ним», «надо вести себя, как успешные люди», «надо копировать их поведение» и прочий бред.

Думаю, все слышали про карго-культ.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%8 3%D0%BB%D1%8C%D1%82_%D0%BA%D0%B0%D1%80%D 0%B3%D0%BE
Во вторую мировую войну американцы построили аэродром на тропическом острове, самолеты привозили еду, которой американцы подкармливали туземцев. Все были счастливы, но вот незадача — война кончилась, и американцы смотались с острова, бросив ненужная базу.

Что же сделали туземцы? Правильно — они начали строить самолеты из соломы и дерева, т.к. в их ограниченном сознании самолеты были неким атрибутом еды.

Современное мимикрирование под неких «успешных людей» — всего лишь такой же карго-культ. Копирование внешних атрибутов без всякого понимания сути.

Что же такое пресловутый успех?

На этот вопрос у меня есть исключительно мое мнение, которое с огромной вероятностью не совпадет с мнение большого количества людей. К мнению этому я пришел, общаясь с состоятельными людьми, и натолкнулся на интересные вещи:

1. Практически никто из тех, кто обладает атрибутами «успешности» (дорогая машина, яхта и прочее), не идентифицирует себя как «успешного человека». Мотивация совершенно другая — «захотел — заработал — купил». Никакого бреда про «я решил стать успешным» слышать не приходилось.

2. Практически никто из них не сравнивает с другими. Вообще НИКАК. Абсолютно самозамкнутые люди, работающие на свои, только им одним ведомые, цели.

3. Самое важное — они вообще не ведутся на троллинг и не проявляют негатив. Т.е. они полностью гармоничны в себе и не нуждаются в постоянном доказательстве правильности выбранного ими пути или собственной правоты по тому или иному вопросу.

Из всего этого следует, что успеха, как концепции, НЕ существует в природе. Существует
чувство победы, довольство собой, радость жизни и прочее, совершенно субъективные эмоции.
Разные люди испытывают их от разных событий/вещей. Сколько людей создало семьи в 19-20 лет потому, что «нормальный мужик должен жениться», а потом у них срывало башку потому, что некое общественное понимание успеха («все настоящие мужики женятся и заводят детей») было грубой противоположностью истиной сущности мужчины и удовлетворения его «хочу гулять, отрываться и нафиг детей»? (для тупых и троллей — это относится не ко всем молодым людям 19-20 лет, есть и те, кто искренне хочет семью).

Итоговый вывод напрашивается простой:

Успех — есть чувство полной внутренней гармонии, удовлетворения собой, своей жизнью и своим путем
, и, как следствие, полное нежелание доказывать кому-либо что-либо вообще (отсутствие мессианства).

Ну и «проактивность» (с) Стивен Кови. Т.е. отсутствие реакции на внешние негативные раздражители.

Честно признаюсь, мне еще пока до этого расти и расти:)

У каждого человека свои представления об успехе. Буддийский монах, проводящий в медитациях 16 часов в сутки, даже не посмотрим на вас как на идиота, если вы заикнетесь про яхту и мерседес, скорее всего он вас просто не заметит.

Кому-то важны конкретные вещи для конкретных целей — яхта для кругосветного путешествия, деньги, чтобы построить дом и прочее.

Кому-то творческая самореализация.

Но понятие успеха — исключительно личное дело каждого творца своего пути.

Ну и методом исключения получаем еще 1 интересный факт

Если человек не живет, строя свой успех, он волей-неволей строит чужой, при этом убеждая себя, что строит свой.А указанный ему сбоку (или сверху) путь — его собственный.

Источник: knia.ru

Добавить комментарий