Легендарный советский фотограф александр родченко. Легендарный советский фотограф александр родченко Влияние на развитие фотографии — mashamult.ru

аналитика

«Тайная», «романтическая», «страстная»… любовь Родченко — это «Девушка с Лейкой» или Евгения Лемберг. Мне пришлось в буквальном смысле выискивать какие-то короткие фразы из писем и дневников Александра Родченко и его жены Варвары, чтобы хоть как-то понять
историю их отношений.

Официально Евгения была «друг семьи» и ученица Родченко в 30-х годах. Формально,

Родченко зарегистрировал свой брак с художником Варварой Степановой только в 1942 году в Пермской области во время эвакуации, несмотря на то, что они были знакомы еще до
революции (В Казани во время учебы), но вместе работали и жили. Другими словами, как
сейчас принято говорить — это был «гражданский брак» с Варварой Степановой.

В 30-х годах Варвара и Евгения много помогали Родченко. Например, они вместе занимались распространением фотографий с «Беломор-канала» (1933) по редакциям. Родченко проявлял

и печатал фотографии в Медвежьегорске, потом отправлял их в Москву,
в том числе в журнал «СССР на стройке «, который после войны был переименован в журнал «Советский
Союз». Распространением фотографий в Москве и занимались Варвара и Евгения.

Насколько я понял из писем и дневников — это была не только романтическая любовь, но и трагичная. В конце концов Евгения Лемберг погибла в железнодорожной катастрофе летом 1934 года, когда их личные отношения с Родченко уже не существовали (судя по

дневникам), но, видимо, сохранились отношения как «учителя и ученицы» потому, что в это путешествие на поезде она пригласила и Александра Родченко (они часто путешествовали вместе, например
в Краматорск, Донецкой области, летом 1934 г. за некоторое время до
ее смерти), но он, в последний момент, «отложил поездку на день». Евгения уехала одна и
погибла…

Фотография «Девушка с Лейкой» была снята очевидно весной или летом 1934 года, если верить аукциону Cristies, где винтаж был продан в 1992 году за сумму в 115000 фунтов
стерлингов. Так же существуют фотографии Евгении Лемберг «в морских волнах» (без Лейки и одежды) и несколько фотографий «на постели», которые, якобы, тоже были представлены в экспозиции в Лозанне: «Женские образы в фотографиях Александра Родченко» под
кураторством Даниэля Жирарди и внуком Родченко — Александром Лаврентьевым. Но я не
видел этих снимков.

В дневниках Родченко, на протяжении десятка лет после смерти Евгении Лемберг, есть упоминания о ней (часто рассказанные сны), которые позволяют думать о «романтической любви», а не только о «увлечение учителя своей молодой ученицей».

Ну вот сам источник:

18 февраля 1934 г.

Женя звонила, зовет завтра снимать что-нибудь. Хочется
завтра уйти куда-нибудь. Одному. Ни с ней, ни без нее…

20 февраля 1934 г.

Вчера был в Доме печати с Женей…

Вопрос встает ребром, или с ней жить окончательно,

или

расстаться… Ей захочется в гости, на вечера, а мне надо работать серьезно, 26 — 43, это математика… Это реальность.

21 февраля 1934 г.

Написал Ж. прощальное письмо. Немного рисовал. Впечатление такое, будто после больницы приехал домой и не найду себя. Роюсь на полках, все что-то ищу… И ищу свою уверенность и спокойствие… Ищу себя… Смотрю журналы, читаю о живописи… Хочется начать все снова.
..

22 февраля 1934 г.

….

Нерабочее состояние ввиду раздвоенного чувства между мастерской, работай, Варварой и Женей…

21 декабря 1936 г.

…(около двух лет после смерти Лемберг)

Писать о женщинах как-то не хочется, но, с другой стороны, без женщин нет ни романтики,
ни чувства.
Любовь Варвары ко мне необычайно глубока…

А к Варваре как женщине после Жени, все же, чувства не приходят обратно…

25 мая 1939 г.

…..

Сегодня снилась совершенно реально Женя, будто она приехала… Я был такой счастливый…

По дневникам и письмам мне не удалось понять действительно ли Родченко расстался с Евгенией 21 февраля 1934 года, когда написал ей «прощальное письмо», но факт остается фактом, они продолжали работать вместе, были в Краматорске (Лейка Родченко оказалась не исправной и съемка провалилась, контракт с заводом был расторгнут), они вместе
снимали в Парке культуры… — все это было буквально перед ее смертью.

Другими словами иных фактов нет или они не известны. Однако, будучи человеком циничным, но с долей романтики, я закончу этот пост «оптимистично» и словами

голливудских классиков: «И только смерть разлучит нас».

На фотография А. Родченко Евгения Лемберг: 1. На стадионе «Динамо» 1932 г. 2. «Девушка с Лейкой», 1934 г
. 3. «Девушка с Лейкой» в другом ракурсе.

Он пережил радикальные изменения в родной стране и закончил тем, что запустил решительные изменения в выбранной им форме искусства. «Мы обязаны экспериментировать», – провозглашал Родченко, отказавшийся от «созерцательной» фотографии.

Александр Михайлович Родченко родился в Санкт-Петербурге в 1891 году, застал конец царской империи, встретил приход Ленина, и был свидетелем сталинских репрессий. Как сын турбулентного поколения, он и сам был неспокойным. Хотя его первые художественные работы, появившиеся в течение 1910-х и 1920-х годов, были частью бурно развивающегося российского авангарда, Родченко стал одним из многих художников, чьи творческие инстинкты обуздали строгие принципы художественного выражения, действующие при советской власти. С 1930-х до самой смерти в 1956 году, его работы фокусировались на спортивных мероприятиях, парадах и других традиционных пропагандистских темах.

С 7 марта по 28 июня 2015 года в Вилла Манин , коммуна Кодройпо в северной Италии, проходит выставка, на которой представлены сто работ художника. Его произведения демонстрируют тематику, технические приёмы и изобретательность Родченко. Коллекция охватывает работы для журналов, кино и рекламы, а также прекрасные композиции, созданные вместе с женой и соратницей Варварой Степановой.

Ранние работы Родченко выдают одарённого и смелого художника, вливающего, казалось бы, в мирские картины новую жизнь. Эта выставка лишена диктата соцреализма, чтобы показать яркие, продуманные и запоминающиеся образы, которыми известен Александр Родченко.

Портрет Лилии Брик на плакате «Книги», 1924

Эскиз плаката для документального фильма Дзиги Вертова «Киноглаз», 1924

Утренняя гимнастика на крыше студенческого общежития в Лефортово, 1932

Пионер-трубач, 1930

Шуховская башня, 1929

Портрет матери, 1924

Варвара Степанова, 1928

Радиослушатель, 1929

Лестница, 1930

Здание Моссельпрома, 1926

Укладка асфальта, Ленинградское шоссе, 1929

Лодки, 1926

Автобус, 1932

Обед в механизированной столовой, 1932

Девушка с Лейкой, 1934

Так сложилось, что фотография стала отраслью искусства с неизвестными героями. Стоит спросить у любого человека о любимом художнике, поэте или писателе, и он назовет несколько известных фамилий. А если попросить назвать любимого фотографа, то мало кто сможет это сделать. Но есть в отечественной фотографии гений, которого знает практически каждый. Пусть не все по имени, но будет тяжело найти того, кто ни разу не видел его работ. Этот человек — Александр Родченко.

Биография

Александр Родченко появился на свет 5 декабря 1891 года в Санкт-Петербурге. Его отец работал театральным бутафором и был категорически против того, чтобы сын начинал карьеру в искусстве. Он хотел, чтобы Александр имел «нормальную» профессию. Следуя пожеланиям отца, Родченко получил профильное образование и несколько лет даже проработал по специальности — протезистом. Но, решив прекратить практику, в 20 лет поступил в Казанскую художественную школу, после ее окончания пошел учиться дальше — в Строгановское училище. С 1920 по 1930 года Родченко занимал профессорскую должность в нескольких художественных учебных заведениях. В 1930-1931 годах он занимался созданием фотообъединения «Октябрь». В 1932-1935 годах работал корреспондентом в издательстве Изогиз. В этот период Родченко создал свои дебютные серии спортивных фотографий. С 1935 по 1938 года он занимал должность члена редколлегии журнала «Советское фото» и стал специализироваться на съемке спортивных событий. Один из самых известных снимков автора тех лет «Спортивная колонна».

В 1938-1940 годах Родченко сделал проект о советском цирке, но, в связи с начавшейся войной, фотографии так и не были изданы. В военные годы он был в эвакуации, где работал главным художником Дома техники. С 1945 по 1955 годы Родченко занимался оформлением ряда альбомов, посвященных историческим событиям, а также создал серию пропагандистских плакатов. В 1951 году из-за разногласий с руководством его исключили из Союза художников, однако через три года восстановили обратно.

Творчество

Александр Родченко был многогранной личностью. Это не просто фотограф, но еще и живописец, дизайнер и педагог. Наибольшая популярность пришла к нему именно благодаря снимкам, которые по используемой технике и идее существенно опережали свое время.

Мастер не признавал канонов и правил, он создавал свой собственный стиль, вошедший в учебники еще при жизни автора. Самыми знаменитыми , сделанными наперекор догмам фотографического искусства тех лет, стали остро документальная работа «Портрет матери», а также серия снимков Владимира Маяковского и Лили Брик.

Иногда подход Родченко оказывался слишком прогрессивным для своего времени, некоторые его работы подвергались шквалу критики. Так, известный снимок «Пионер-трубач» был признан неполиткорректным — по мнению критиков, мальчик на фото получился похожим на «откормленного буржуа», что не соответствовало духу советской пропаганды.

В 1930-х годах мастер отснял материал о строительстве Беломорканала, и это пошатнуло в нем светлую веру в справедливость социализма, а вместе с ней и желание заниматься пропагандистской работой. Именно поэтому он увлекся жанром спортивной фотографии, добился в нем серьезных успехов.

В спортивной фотографии Родченко смог в полной мере использовать стиль, впоследствии ставший его визитной карточкой — . Такой подход позволял «оживлять» и делать интересным даже самый банальный сюжет.

Одной из самых популярных работ мастера стал снимок «Девушка с лейкой», на котором изображена его ученица Евгения Лемберг. Этот шедевр получил мировое признание и в 1994 году был продан на аукционе Christie»s за 115 тысяч фунтов стерлингов.

Послевоенные годы ознаменовались для Родченко черной полосой. Работы было мало, денег с трудом хватало на жизнь, у фотографа часто случались периоды депрессии. В 1951 году он был исключен из Союза художников за «отход от социалистического реализма».

Через четыре года его восстановили обратно, однако создать новые шедевры Александр Родченко не успел — через несколько месяцев, 3 декабря 1956 года, сердце гения отечественной фотографии остановилось навсегда.

Влияние на развитие фотографии

Трудно переоценить влияние, которое Александр Родченко оказывал на развитие отечественной фотографии. Он был первопроходцем русского авангарда — разрушил устоявшиеся правила в фотографии и задал новые, соответствующие его виденью. Он стал светилом советской пропаганды, хотя позже и пострадал от гнета системы, несмотря на выдающиеся заслуги.

Родченко писал, что хочет создать фотоснимки, которых раньше никогда не делал; те, которые будут удивлять и поражать, отображая саму жизнь в ее простоте и сложности. Без сомнения, у него это получилось, и сделанные мастером снимки заслужили право быть напечатанными в любой современной книге, посвященной фотографии.

Неуловимый партизан актуального искусства сделал очередную рискованную вылазку. Под видом картин уличного художника он выставил на центральной площади Венеции инсталляцию Venice in oil и ушел неразоблаченным из-под носа полиции

13.05.2019

Речь о захватывающем реальном детективе, где лже-аристократка родом из России очаровала арт-мир Нью-Йорка и обвела вокруг пальца многих важных людей. Права на историю ее жизни уже купил Netflix

06.05.2019

На ствольных коробках итальянских двухстволок-вертикалок вручную выгравированы изображения «Моны Лизы» и автопортрет самого маэстро

30.04.2019

Игорь Подпорин, который разбил колышком стекло и повредил холст известной картины Репина, 11 месяцев провел в СИЗО. 30 апреля 2019 года суд назначил ему наказание в виде лишения свободы на 2,5 года в колонии общего режима

30.04.2019

В разосланном информационном письме Лабас-Фонд предостерег участников арт-рынка от использования сертификатов фондов, в которых не участвует законный правообладатель Ольга Бескина

    24.05.2019

    Продано 13 лотов из 20 — всего 65%. Покупали Москва, Питер, Челябинск

    22.05.2019

    Очный аукцион № 56 состоится в субботу, 25 мая 2019. Начало торгов в 12:00

    21.05.2019

    Каталог торгов 25 мая 2019 года составили 653 лота — живопись, графика, религиозное и декоративно-прикладное искусство

    20.05.2019

    Традиционные двадцать лотов AI Аукциона — это восемь живописных работ, восемь листов оригинальной и два — печатной графики, одна работа в смешанной технике и одна фарфоровая тарелка

    17.05.2019

    Сегодня был идеальный день для продажи искусства: солнечно и прохладно. И действительно результаты неплохие: продано 14 из 20 лотов, то есть 70 %

    13.05.2019

    Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний

    12.03.2019

    Такой вывод содержится в исследовании, опубликованном в марте 2019 года Бюро экономического анализа США (BEA) и Национальным эндаументом искусств (NEA)

    23.01.2019

    Семейная реликвия, наследство, висела себе на стене, да и висела. Но, решив ее продать, люди впервые задумываются. Где лучше продавать? Как не продешевить? Не такие уж и простые вопросы, как только доходит до дела

    21.01.2019

    Нужны ли коллекционеру документы на владение картиной? Новичкам хочется окончательной бумаги, фактической, брони. А что если украдут? А что если нужно будет продавать? Чем потом я докажу, что картина моя?

    16.01.2019

    Работая над базой данных аукционных результатов, нам чаще всего удается вычислить повторные продажи. То есть зафиксировать, когда работа продавалась ранее и сколько на ней удалось заработать. Лучшие примеры 2018 года — в нашем обзоре

Александр Родченко и Варвара Степанова в мастерской. Фото: Михаил Кауфман

По понедельникам большинство московских музеев не работают, но это не значит, что у публики нет возможности приобщиться к прекрасному. Специально для первого дня недели редакция сетевого издания сайт запустила новую рубрику «10 неизвестных», в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства, объединенными одной тематикой. Распечатывайте наш гид и смело отправляйтесь с ним в музей, начиная со вторника.

24 сентября в Мультимедиа Арт Музее открылась выставка «Александр Родченко. Опыты для будущего», приуроченная к 125-летию со дня рождения важнейшего фотографа русского авангарда.

Фотогалерея

Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 10

Александр Родченко «Варвара Степанова – комсомолка с книгами. Снимок для плаката Госиздата», 1924

Выставка «Александр Родченко. Опыты для будущего» открылась в минувший уикенд в Мультимедиа Арт Музее. Кураторам удалось собрать на трех этажах все формы искусства, с которыми работал мастер: здесь представлено более сотни фотографий, картин, графических работ и трехмерных объектов. На фотографиях – главные герои и события авангарда: супруга Родченко Варвара Степанова, поэт Владимир Маяковский, Лиля Брик, а также демонстрации, парады, премьеры, стройки. То есть все, чем запомнились воодушевленно смотрящие в будущее 1920-е годы.

Александр Родченко «Владимир Маяковский со Скотиком», 1926

Надо сказать, что главное, чего удалось достичь кураторам, – уйти от однобокого и поэтому обманчивого представления о Родченко, как о фотографе, снимавшем только авангардные композиции в динамичных перспективах. На выставке представлены репортажные и жанровые снимки, непостановочные фотографии семьи и друзей и прекрасные живописные опыты в духе Малевича.

Владимира Маяковского Родченко снимал особенно много. Они не только работали вместе над агитплакатами и рекламой, но были близкими друзьями.

Александр Родченко «Лиля Брик», 1924

Лилю Брик называли «музой русского авангарда». В бурях общественно-политических событий XX века Брик смогла сохранить буржуазную традицию литературно-художественных салонов, где собиралась вся художественная интеллигенция. Она была возлюбленной Владимира Маяковского, несмотря на то, что состояла в браке с литературным критиком Осипом Бриком. Она же стала инициатором создания первого мемориального музея поэта.

Александр Родченко часто снимал Лилю Брик. Она стала моделью на одном из его самых известных плакатов «Покупайте книги Ленгиза». А познакомил их, конечно, Владимир Маяковский. Черно-белые снимки многое скрывают от современного зрителя – поэта и фотографа, как и многих современников, восхищали ее глаза, о которых Маяковский писал: «круглые да карие, горячие до гари», огненно-рыжие волосы, «чувственный оскал» и подвижная мимика.

Александр Родченко «Утро в квартире Владимира Маяковского и Бриков в Гендриковом переулке», 1926

Маяковский даже жил у Бриков и никому этот тройной творческий союз не казался странным. Родченко и Варвара Степанова занимали положение неформальных членов семьи. Они вели по-настоящему богемную жизнь, что, конечно, в реалиях авангарда и советской жизни было достаточно смело.

Александр Родченко «Пожарная лестница», 1925

Родченко известен в большей степени, конечно, как фотограф-конструктивист. Его предметные фотографии отличают динамика, сложные ракурсы, резкие перспективы, ритмический рисунок форм, игра света и тени. Поэтому Родченко создал целые серии снимков с лестницами, пешеходами и заводскими конвейерами: он избирал такие сюжеты, где один и тот же рисунок многократно повторяется, задавая определенный ритм черным и белым силуэтам.

Александр Родченко «Кувшин», 1928

Натюрморт в фотографии для Родченко стал еще одним полем исследования свето-теневой игры на поверхности. Фотографу было важно не передать суть и назначение того или иного предмета, а превратить ее в ритмический мотив форм.

Александр Родченко «Туалет», 1929

Еще один замечательный пример того, как фотограф работал с жанровыми мотивами. Даже такой наивный и трогательный мотив, как на этом снимке, он сумел превратить в авангардный опыт, подойдя вплотную к предмету съемки и сфотографировав его в резком ракурсе сверху.

Александр Родченко «Девушка с «Лейкой», 1934

В начале 30-х годов Родченко создает фотогруппу в легендарном творческом объединении «Октябрь» и Евгения Лемберг стала его ученицей и возлюбленной. Их роман быстро закончился, но оставил глубокий эмоциональный след в жизни фотографа. Через несколько лет Родченко писал: «Любовь Варвары ко мне необычайно глубока… А к Варваре как к женщине после Жени, все же, чувства не приходят обратно…»

Александр Родченко «Лиля Брик с зеркалом», 1929

Лиля Брик воплотила в себе весь русский авангард. Помимо литературного салона и романа с Маяковским, она водила машину и участвовала в автопробегах, что для женщины было радикальным шагом. Когда-то, в 2001 году, в ГМИИ имени Пушкина проходила легендарная выставка «Амазонки русского авангарда», где Брик был посвящен отдельный раздел.

Андрей Вознесенский писал: «У нее был уникальный талант вкуса, она была камертоном нескольких поколений поэтов. Ты шел в ее салон не галстук показать, а читать свое новое, волнуясь – примет или не примет?»

Александр Родченко «Радиослушатель», 1929

На снимке запечатлена дочь Родченко и Степановой Варвара Родченко. На протяжении многих лет она была главным хранителем коллекции пленок, отпечатков, графики, а также писем и дневников родителей, которые не были уничтожены или вывезены за границу только благодаря ей. В начале 2000-х она передала ее в собрание Пушкинского музея.

Источник: knia.ru

Добавить комментарий