Почему мы рвем на груди рубаху, бросаем оземь шапку и показываем кукиш? Расшифровываем русский народный язык жестов.
1. Чесать затылок.
Русский человек чешет затылок, когда чем-то озадачен. Вопрос — для чего? Конечно, вряд ли, чтобы простимулировать кровообращение мозга. Одна из версий гласит, что жест этот пришел из народной магии: таким образом наши предки вызывали на помощь пращура, гения рода.
2. Рвать на груди рубаху.
Вероятно, изначально это была импровизированная клятва. Есть гипотеза, что таким экспрессивным жестом наши предки показывали свою принадлежность к православной вере, демонстрируя крест. Кроме того, известно, что при казнях и некоторых телесных наказаниях экзекуторы разрывали у наказанного верх рубахи. Так вот, добровольное разрывание одежды в качестве убеждающего аргумента призвано было показать готовность человека взойти на плаху за правду.
3. Бросать оземь шапку.
Не менее экспрессивный жест, который артикулировал какое-то отчаянное решение. Головной убор (наряду с бородой) для русских мужчин символизировал достоинство, интегрированность в обществе. Публичное снятие шапки считалось тяжким позором, своего рода гражданской казнью. Обычно этой процедуре подвергали должников. Добровольное же бросание на землю шапки демонстрировало готовность человека пойти на самый безумный риск, в котором ценой неудачи могло стать изгнания человека из общества.
4. Бить себя в грудь.
Этот жест по одной из версий пришел из воинской традиции кочевников и был занесен на Русь татаро-монголами. Так «степняки» приносили клятву своему сюзерену. Удары кулаком в грудь в качестве жеста должны были показать преданность человека.
5. «Коза».
Как правило, этот жест ошибочно связывают с уголовной «распальцовкой» или поклонниками «металла».
На самом деле, «козе» уже несколько тысячелетий, и связана она была с защитой от черной магии, от злых духов. Вероятно, старшее поколение еще помнит потешку «Идет коза рогатая за малыми ребятами…», когда взрослый показывают, как бодается коза, изображая козлиные рожки с помощью мизинца и указательного пальца правой руки. На самом деле, это не просто игра с ребенком — таким образом наши пращуры снимали сглаз с детей.
Кроме того, «козой» сопровождали свои выступления древнегреческие ораторы, эта конфигурация означала «наставление». От древних риторов этот жест переняли христианские священники, которые часто сопровождали свои проповеди именно «козой». Любопытно, что на некоторых православных иконах можно увидеть Спасителя и святых с выставленными вперед мизинцем и указательным пальцем.
6. Кукиш.
Вообще этот жест характерен для многих культур. На Руси о кукише, вероятно, узнали от приезжих немцев, которые таким вульгарным жестом пытались соблазнять русских барышень. Есть даже версия, что «фига» возникла от немецкого выражения «fick-fick machen» (так звучало традиционное немецкое приглашение к интимной близости). В русской традиции символ этого жеста (наверное, благодаря высокоморальным русским женщинам) трансформировался в обозначение категорического отказа. Причем, со временем «фига» стала использоваться как защитное средство от нечистой силы: видимо, из-за распущенности экспаты из германских земель приравнивались к бесам.
7. Щелчок по шее
Этот жест из русской питейной традиции артикулировал распространенный в XIX — начале XX века фразеологизм «заложить за галстук». Выражение это родилось в офицерской среде, и придумал его некий полковник Раевский, «краснобай и балагур». Кстати, он «изобрел» и другую «питейную» фразу — «немного подшефе» (chauffé). Интересно, что этот жест взяли на вооружение спекулянты горячительными напитками во времена «сухого закона», который Николай II установил в Российской империи в 1914 году.
Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook
и ВКонтакте
Невербальная коммуникация не менее значима, чем общение с помощью слов. Жесты могут многое рассказать о человеке: какой у него темперамент, эмоциональное состояние, отношение к собеседнику и даже национальность. Так, если иностранцы видят, что кто-то присел на дорогу или чешет затылок, они понимают: перед ними представитель восточных славян.
сайт
вспомнил, какие жесты издавна были характерны для человека русской культуры, и решил разведать их происхождение.
1. «Коза»
Этот жест присутствует в культуре многих народов, и для славян он тоже является «своим». Многие наверняка помнят, как в детстве взрослые исполняли потешку «Идет коза рогатая…». Оказывается, у жеста есть глубокий подтекст. Связан он с защитой от зла и черной магии. Играя таким образом с детьми, наши пращуры хотели не только развеселить ребят, но и снять с них сглаз, порчу и т. д.
А вот всемирно известную «рокерскую козу» популяризовал певец Ронни Джеймс Дио. Музыканта научила этому жесту его суеверная бабушка. По воспоминаниям Ронни, она использовала этот жест, если встречала подозрительных людей, а внуку объясняла, что это защищает от дурного глаза. Теперь «козу» часто применяют поклонники в знак одобрения исполнителя.
Вообще, этому жесту уже несколько тысячелетий. Он активно использовался древними греческими и римскими ораторами в выступлениях и как бы сообщал: «Слушайте меня внимательно». Оттуда «коза» перекочевала в проповеди христианских священников. На некоторых православных иконах даже можно видеть святых, которые используют этот жест.
2. Чесать затылок
Русский человек с давних пор чешет затылок, когда чем-то озадачен или задумался. Достоверно неизвестно, откуда пришел этот жест. По одной из версий, он восходит к народной магии. Таким образом наши предки хотели вызвать на подмогу духа предка, гения рода.
Эксперт по жестикуляции выдвигает свою версию . Исходя из динамики движения можно предположить, что это некая защита от подзатыльника, которым наши пращуры «потчевали» детей за недогадливость и нерасторопность.
3. Бросать шапку оземь
Это экспрессивный жест, который означает какое-то отчаянное решение, готовность идти на риск, когда другого выхода нет.
На Руси для мужчин головной убор был своего рода достоинства, независимости, добропорядочности и принадлежности к обществу. Существовал даже обычай снимать шапку с должника на Красной площади в Москве, который считался публичным наказанием и позором. Поэтому прилюдное снятие шапки считалось чем-то постыдным. Когда человек добровольно бросал головной убор на землю, это означало, что он уже готов пойти на самый безумный поступок, пусть даже ценой осуждения и оторванности от социума.
4. Кукиш
Жест означает приглашение пропустить по стаканчику алкогольного напитка. А пошел он от фразеологизма «заложить за воротник» (или «пропустить за галстук»).
Как свидетельствует слово «галстук», выражение это пошло из речи привилегированных классов Российской империи. Образ («заложить») косвенно намекает на военную среду как место его широкого распространения. Выражение ввел в обиход любимец великого князя Михаила Павловича (брата императора Николая I) гвардейский полковник Раевский. Остряк и лингвист, он обогатил гвардейский язык многими новыми словами и выражениями, в том числе и «пропустить за галстук».
Мнение.
Чешем затылок
Русский человек чешет затылок, когда чем-то озадачен. Вопрос – для чего? Конечно, вряд ли, чтобы простимулировать кровообращение мозга. Одна из версий гласит, что жест этот пришел из народной магии: таким образом наши предки вызывали на помощь пращура, гения рода.
___________________________
Нет, это подсознательное воспоминание о родительском подзатыльнике.
Мнение.
Рвем на груди рубаху
Вероятно, изначально это была импровизированная клятва. Есть гипотеза, что таким экспрессивным жестом наши предки показывали свою принадлежность к Православной вере, демонстрируя крест. Кроме того, известно, что при казнях и некоторых телесных наказаниях экзекуторы разрывали у наказанного верх рубахи. Так вот, добровольное разрывание одежды в качестве убеждающего аргумента призвано было показать готовность человека взойти на плаху за правду.
___________________________
Это связано с ударом кулаком в грудь. То есть вместо того, чтобы ударить себя в грудь, человек рвет рубаху, как бы показывая: оголяю грудь — для удара кулаком.
Хорошо. Почему ему просто не ударить себя кулаком в грудь, без того, чтобы портить одежду?
Это знак (сопротивнику) ударить его в грудь… как будто это будет его собственный удар кулаком в грудь — знак самоутверждения.
Мнение.
Бросаем оземь шапку
Не менее экспрессивный жест, который артикулировал какое-то отчаянное решение. Головной убор (наряду с бородой) для русских мужчин символизировал достоинство, интегрированность в обществе. Публичное снятие шапки считалось тяжким позором, своего рода гражданской казнью. Обычно этой процедуре подвергали должников. Добровольное же бросание на землю шапки демонстрировало готовность человека пойти на самый безумный риск, в котором ценой неудачи могло стать изгнание человека из общества.
___________________________
Этот жест заменяет (заменял) поклон (в пояс).
Все описанное (во мнении) имеет смысл, но сопроводительный. Если человек публично снимал шапку, он тогда выглядел для окружающих странно, потому что шапку снимают перед покойником. Таким образом публичное снятие шапки имеет знак обреченности (владельца шапки). По этой же причине требовалось, чтобы простолюдины снимали шапку при поклоне властьпридержащим, при каком-либо прошении. При этом человек должен кланяться, тогда (визуальной) связи с оголением головы перед покойником нет. Так вот, всердцах, человек кидает шапку оземь. Этим он «дает понять»: «поклон мой в свободе выбора». Что это значит? Честно говоря… охарактеризовать сложно. То ли это попытка освободиться (внутренне) от рабской повинности кланяться… (хотя с другой стороны, если это прошение, то человек волей-неволей склонялся, дабы умилостивить даятеля), то ли желание показать, что голова остается без шапки, а следовательно без необходимости снимать головной убор перед покойником. Сложный жест. В любом случае он символизирует отчаяние и решимость. Человек не желает кланяться обстоятельствам. Но бросается шапка под ноги. А как человек может переступить через собственную шапку (читаем: как голову)? Значит, одновременно этот человек не желает делать решительного шага? Он «в раздумьях».
Отсюда можно сделать вывод, что если в какой-то ситуации некий человек бросил свой головной убор об землю и в ноги, то нам скорее всего лучше дать ему остыть прежде чем иметь с ним какие-то общие дела.
Мнение.
Бьем себя в грудь
Этот жест по одной из версий пришел из воинской традиции кочевников и был занесен на Русь татаро-монголами. Так «степняки» приносили клятву своему сюзерену. Удары кулаком в грудь в качестве жеста должны были показать преданность человека.
___________________________
Испытывая душевное переживание человек иногда хватается за сердце, которое «стучит ему в руку». Таким образом ударяние себя кулаком в грудь символизирует «бой сердца». А сердце ассоциируется с чувством любви. Таким образом, такой человек хочет этим сказать (не сознательно): «я уверен, что мое сердце выдержит все невзгоды».
Мнение.
Показываем «козу»
Как правило, этот жест ошибочно связывают с уголовной «распальцовкой» или поклонниками «металла». На самом деле, «козе» уже несколько тысячелетий, и связана она была с защитой от черной магии, от злых духов. Вероятно, старшее поколение еще помнит потешку «Идет коза рогатая за малыми ребятами…», когда взрослый показывают, как бодается коза, изображая козлиные рожки с помощью мизинца и указательного пальца правой руки. На самом деле, это не просто игра с ребенком – таким образом наши пращуры снимали сглаз с детей. Кроме того, «козой» сопровождали свои выступления древнегреческие ораторы – эта конфигурация означала «наставление». От древних риторов этот жест переняли христианские священники, которые часто сопровождали свои проповеди именно «козой». Любопытно, что на некоторых православных иконах можно увидеть Спасителя и святых с выставленными вперед мизинцем и указательным пальцем.
___________________________
Здесь все довольно просто. Прежде всего это связано с тем, что указательный палец правой руки (иногда левой) используется для указания направления пути. Когда показывают «козу», то преимущественно пальцы подняты вверх. Таким образом это знак соответствия пути и бессилия, потому что мизинец это слабый палец. И вот оба эти пальца показывают в небо, будто упираются в него… «держат небо». Да, это сильный знак. Знак мудрости.
Мнение.
Показываем кукиш
Вообще этот жест характерен для многих культур. На Руси о кукише, вероятно, узнали от приезжих немцев, которые таким вульгарным жестом пытались соблазнять русских барышень. Есть даже версия, что «фига» возникла от немецкого выражения fick-fick machen (так звучало традиционное немецкое приглашение к интимной близости). В русской традиции символ этого жеста (наверное, благодаря высокоморальным русским женщинам) трансформировался в обозначение категорического отказа. Причем со временем «фига» стала использоваться как защитное средство от нечистой силы: видимо, из-за распущенности экспаты из германских земель приравнивались к бесам.
___________________________
Фига это просто не получившийся… «пьяный» как бы — кулак. Отсюда, следовательно, делаем вывод, что если показать кулак означает угрозу, то кукишь это «извини не до тебя». Любые вульгарные оттенки это просто нанос каких-то представлений в народной массе.
Мнение.
Щелкаем по шее
Этот жест из русской питейной традиции артикулировал распространенный в XIX-начале XX века фразеологизм «заложить за галстук». Выражение это родилось в офицерской среде, и придумал его некий полковник Раевский, «краснобай и балагур». Кстати, он «изобрел» и другую «питейную» фразу — немного подшефе (chauff?). Интересно, что этот жест взяли на вооружение спекулянты горячительными напитками во времена «сухого закона», который Николай II установил в Российской империи в 1914 году.
___________________________
Щелчок по шее означает то же самое, что и щелчок по какому либо сосуду, куда что-то заливается или помещается: для лучшей проходимости через горлышко (сосуда) создать небольшую вибрацию его стенок.
(Жест, кажется, действительно, чисто русский).
Из источника: http://russian7.ru/post/7-russkix-zhestov/
Многие жесты, которыми мы пользуемся каждый день, пришли к нам с древних времён и имели ритуальное значение. Сегодня же мы, не задумываясь, используем их, когда не хватает слов, чтобы что-то выразить.
Фактрум
собрал для читателя десятку исконно русских жестов, чьи происхождение и значение особенно интересны.
Бросание шапки на землю
Для мужчин на Руси шапка вместе с бородой символизировали достоинство и вес в обществе. Считалось, что, сняв шапку с человека, его покрывают позором, совершают эдакую гражданскую прилюдную казнь. Если же человек добровольно снимал с себя шапку и кидал её на землю, то он тем самым жестом показывал, что он готов пойти на огромный риск в каком-то деле, даже если ценой за него могло стать общественное порицание.
Часто, задумываясь, мы чешем в затылке, и ускользнувшая было мысль возвращается. Но почему мы так делаем? Ведь этот жест вряд ли хоть как-то стимулирует мозговую деятельность. А в Древней Руси люди чесали в затылке, вызывая на помощь своих предков, чтобы те дали совет или подсказку.
Щелчок по горлу
Сегодня мы щёлкаем себя по горлу, чтобы без слов пригласить кого-то выпить с нами. А берёт начало этот жест с петровских времён. Царь за особые заслуги наградил простого мужика грамотой, дававшей ему право пить в любом кабаке, но тот раз за разом её терял. Тогда Пётр I приказал выжечь ему на шее клеймо, разрешающее употреблять алкоголь везде и всюду. Так что после этого, заходя в питейное заведение, мужик приподнимал бороду и щёлкал себя по клейму, и ему тут же наливали. Со временем этот жест прижился в народе и стал означать предложение выпить.
После крещения Руси, разрывая на груди рубаху, наши предки демонстрировали принадлежность к православию, показывая всем крест на груди. Также есть версия, что таким образом славяне клялись выполнить данное обещание. Кроме того, раньше перед казнью палачи срывали у осуждённого рубаху, грубо и резко. Если же тот срывал её с себя добровольно, то он показывал этим жестом, что готов лишиться жизни за правду.
Махание рукой сверху вниз
Махнув рукой, мы часто в сердцах говорим: «Ну и чёрт с ним!» — показывая, что какое-то происшествие можно просто забыть и не обращать на него внимание. А много лет назад этот жест по значению был схож с бросанием шапки оземь, то есть с совершением действия, несущего в себе риск.
В отличие от многих народов, русские, считая что-то на пальцах, вначале сгибают мизинец, а потом уже все остальные, пока ладонь не сожмётся в кулак. Таким образом наши пращуры концентрировались на задаче, беря волю в кулак, а себя — в руки.
Поклон при встрече
Сейчас этот жест современные россияне почти не используют, но он всё-таки применим для выражения глубочайшего почтения. В старину видов поклона было несколько, и самым часто используемым для встречи важных гостей был поклон в пол. Использовали и другой жест: руку прикладывали к сердцу, а потом опускали к земле. И первый, и второй использовались для выражения смирения перед собеседником. Склоняя голову, человек открывал шею, не видя того, кто стоит перед ним, и выражая таким образом свою беззащитность.
Этот жест на Руси пошёл от старообрядцев. Во время своих служб они молились, сложив руки именно таким образом. Сегодня же, складывая руки крестом на груди, мы подсознательно хотим защитить себя от чего-то, например, от неприятных слов.
Стучание кулаком по груди
Этот жест появился во время татаро-монгольского ига и быстро прижился. Воины-кочевники таким образом приносили клятву своему командиру, показывая ему свою преданность.
Хоть этот жест и не совсем истинно русский, но он используется с очень давних времён. Сегодня, показывая «козу», многие мамы читают детишкам потешку про козу рогатую, но раньше смысл этого жеста был другим. Его применяли, чтобы прогнать нечистые силы и снять сглаз с детей.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
СПЕЦИФИКА РУССКИХ ЖЕСТОВ
В настоящее время появилось достаточно большое количество литературы о развитии национальных культур невербального общения, в частности — американской. Однако образовался определенный дефицит литературы о национально-культурной специфике невербального общения в России.
Знание своей национально-специфической системы жестикуляции необходимо каждому культурному человеку не только для расширения культурного кругозора, но и для грамотного употребления ее в комплексе невербальных средств коммуникации. Особенно важно знание жестов, используемых в определенных ситуациях автономно от языка, как самостоятельного средства коммуникации.
Практически все русские жесты (за исключением ритмических и подчеркивающих) имеют три варианта связи с речью:
Жесты включаются в контекст речи;
Жесты и речь идут параллельно (причем жесты несут не связанную с речью информацию);
Автономное использование жестов, когда речь вообще не используется.
Бывает и так, что жесты выступают смыслообразующим средством, а речь их сопровождает. Знание всех ситуаций употребления русских жестов особенно важно для иностранцев, изучающих русский язык.
При сопоставлении различных национальных систем жестов можно выделить три типа жестов:
Жесты-реалии, которые существуют лишь в общении одной нации;
Жесты-ареалии, которые совпадают и по форме, и по содержанию в разных культурах (например, отрицательное покачивание головой у русских и у немцев);
Эквивалентные жесты, которые схожи по форме, но различны по содержанию (например, русский жест прощания — махание кистью руки сверху вниз — арабы или японцы могут понять как приглашение подойти).
Употребление эквивалентных жестов нередко приводит к ошибочному их пониманию и переносу этого ошибочного значения на сопровождаемое жестом слово. И “знакомый” жест может дезинформировать, затруднить усвоение иностранного языка или привести к различным (смешным и опасным) недоразумениям в общении с иностранцами.
Возьмем, к примеру, широко известный русский жест одобрения и положительной оценки — поднятый большой палец. Если этот жест будет применен в общении на улице, то англичанин поймет его как знак остановки транспорта. Другой русский жест — имитирование правой рукой движения при заводе машины, употребляемый для остановки надоевшей речи собеседника, тот же англичанин расценит как характеристику надоевшего субъекта, который слишком много говорит и всем надоел, а египтянин истолкует подобный жест как поощрение к разговору.
Постоянно опущенный взгляд во время разговора может вызвать у русских впечатление ложности сообщения, скрытности или стыдливости собеседника. А у японцев, наоборот, не принято смотреть в глаза собеседнику. невербальное общение жест
У русских “высунуть язык” — это жест поддразнивания, в Индии — гнева, в Китае — угрозы, а у народа майя — мудрости.
Русский количественный жест, обозначающий цифру “два” — показывание двух пальцев — англичанин или американец воспримет как знак победы, если ладонь повернута к собеседнику, или как предложение интимной близости, если кисть руки повернута тыльной стороной вперед. И подобных примеров очень много.
Считается, что описательные жесты (по типу рисунков) понятны всем людям. Когда иностранцы не понимают чужого языка, они переходят на описательный жест. Однако это верно только в том случае, когда есть привычка обращать внимание на жесты и когда жест однозначен. Но из-за разницы бытовых условий разных народов их жесты, как правило, неоднозначны.
Например, русский жест “есть” (рука держит воображаемую ложку и подносится к губам) не соответствует китайскому (два пальца вытянуты, имитируя палочки, и подносятся к губам).
То есть можно с уверенностью сказать, что жест — национален. Существует даже этикет жеста. У русских, к примеру, очень невежливо показывать на что-либо, а особенно на человека, пальцем. Если нужно показать, указывают всей рукой. По русскому рукопожатию (по тому, как человек здоровается, как складывает руку, какова сила пожатия, как наклонен корпус) можно не только узнать отношение человека к тебе, но многое о его характере.
К примеру, подать два пальца — это высокомерное приветствие; подать руку лодочкой — приветствие смущенного человека; долго пожимать руку, не отпуская,— проявление дружеского или фамильярного интереса к человеку и т. д.
Наблюдения психологов показывают, что русские отличаются относительной сдержанностью и употребляют примерно сорок жестов в час. За это же время разговора мексиканец делает 180 жестов, француз — 120, итальянец — 80, а финн — один жест. Для народов, мало жестикулирующих, русское общение кажется сильно насыщенным жестами. Изображая русского героя, актеры восточных театров много и широко размахивают руками, не понимая, что размах жеста в русском языке регламентируется темпераментом, нормами поведения, полом и т. д. Надо заметить, что, жестикулируя, русские не сильно выбрасывают руки вперед и не отбрасывают их далеко от тела, но в то же время и не прижимают локти.
В отличие от жестов европейцев русские жесты практически не синхронны — жестикуляция осуществляется одной рукой (правой). Довольно часто движения руки заменяют головой, плечами. Например, указывая направление, русские обычно делают движения в сторону головой, говоря: “Вам нужно в эту сторону”, а вместо слов “не знаю” пожимают плечами.
Иностранцы не всегда правильно понимают стилистику русского жеста, то есть когда и с кем можно употреблять жест, а когда вообще не употреблять. Русская жестикуляция, мимика и поза определяются ситуацией, отношениями говорящих друг к другу и к ситуации, социальной принадлежностью говорящих. Чем человек вежливее и воспитаннее, тем более сдержан у него жест. Большая интенсивность жеста говорит о взволнованности, эмоциональности собеседника.
Если говорить о расстоянии общения, то у русских оно меньше, чем у большинства восточных народов (поэтому тем кажется, что русские “слишком быстро хотят перейти на дружескую ногу”), и больше по сравнению, например, с испанцами. Официальная зона общения русских обычно определяется расстоянием, равным длине двух рук, протянутых для рукопожатия, а зона дружеская — длине двух согнутых в локте рук. В то время как у народов, не пользующихся рукопожатием, это расстояние намного длиннее, поскольку оно определяется поклонами. Русскими такое расстояние воспринимается как холодное.
В наше время даже если восточные народы в общении с европейцами и пользуются рукопожатием, то все равно дистанцию при этом стараются сохранить свою; в результате стоят дальше и, чтобы дотянуться до собеседника рукой, вынуждены наклоняться вперед (что выглядит для европейцев слишком подобострастно) или отодвигают назад верхнюю часть туловища (что выглядит высокомерно).
У русских при встрече женщины и мужчины приветствовать первым должен мужчина женщину, но установить расстояние общения и протягивать ли руку первой — это решает женщина. Можно приветствовать и поклоном. Однако в наше время поклоны у русских почти не употребляются — они вытеснены рукопожатием.
Довольно часто встречается приветствие, сопровождаемое небольшим наклоном корпуса вперед или наклоном головы, когда глаза направлены на собеседника (наклон головы с опущенными вниз глазами “читается” собеседником как поза виноватого в чем-то человека или как смущение). В древности же в России поклон был широко распространен. Существовало много различных поклонов, самым вежливым был “земной” — с прижатием руки к сердцу, а затем опусканием этой руки к полу. Земным поклоном встречали и провожали наиболее уважаемых людей; чем ниже поклон, тем больше почтения.
У русских большое значение в общении имеет взгляд. Современные этнографы условно делят все цивилизации по признаку направленности взгляда. Русский обычай предполагает смотреть прямо в глаза, этим определяется степень теплоты и откровенности в контакте. Направленный прямо в глаза взгляд русских воспринимается многими восточными народами как невежливость, дерзость, а взгляд этих народов в сторону воспринимается русскими как стеснительность или нежелание быть искренними. Американцы смотрят в глаза только тогда, когда хотят убедиться, правильно ли их понял собеседник, англичане во время разговора смотрят друг на друга, но специально моргают, чтобы показать, что слушают. Пристально же смотреть, как в России, в Англии — неприлично.
У русских по сравнению с восточными и многими европейскими народами намного больше развито такое средство установления контакта, как прикосновение. Русские матери водят за руку детей, влюбленные и супруги гуляют, держа друг друга за руку, под руку друг с другом ходят женщины, мужчины-друзья иногда целуются, что очень удивляет иностранцев. Хотя по сравнению с испанцами и итальянцами русские целуются мало, а по сравнению с народами Индии, Китая, Индокитая — много. В былые времена поцелуи у русских имели различное предназначение. Поцелуй как одна из форм ласк при общении с ребенком, это понятно. Но что значат выражения “сладкий поцелуй”, “сахарные уста”? Здесь обнаруживается связь между пищеварительными и половыми органами, между прикосновением и вкусом (это доказано современными сексологами).Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Исследование роли мимики и жестов в процессе общения. Сравнительный анализ символики жестов носителей разных культур. Психологические закономерности соответствия человека, мимики и жестов. Использование семиотической системы невербального общения.
курсовая работа , добавлен 11.11.2013
Жест — осознанное движение, несущее смысл. История и современность языка жестов. Создание новой типологии культурно-специфических жестов. Исследование языка мимики и жестов народов разных стран. Описание основных отличий. Пальцевая азбука для двух рук.
контрольная работа , добавлен 04.12.2014
Общение как самостоятельный вид деятельности со специфическими мотивами, действиями и операциями. Проблемы понимания невербального общения. Гипотезы о происхождение некоторых жестов. Функции невербального общения и его особенности в разных странах.
курсовая работа , добавлен 30.08.2012
Понятие общения в психологии. Виды общения с осужденными. Знание языка жестов, телодвижений. Средства невербального общения. Особенности изучения невербального общения в кинесике, такесике, проксемике. Особенности невербального общения в среде осужденных.
курсовая работа , добавлен 26.03.2012
Основные понятия о жестикуляции. Разновидности жестов. Широкие и мелкие жесты. Открытость и замкнутость. Жесты, направленные в сторону лица. Врожденные или притворные жестикуляции. Направленность жестов. Несогласованность с личностью.
реферат , добавлен 23.02.2004
Кинесические и проксемические, психологические и паралингвистические особенности невербального общения. Разновидности коммуникационных жестов. Взгляды и их проявления при визуальном контакте. Характеристика традиций общения у людей разных культур.
курсовая работа , добавлен 13.01.2011
Знание языка жестов и телодвижений. Значение различных типов рукопожатий. Позы собеседников и их психологическая роль. Позы, фиксирующие положение тела, по которым также можно судить о внутреннем состоянии собеседника. Расшифровка жестов собеседника.
реферат , добавлен 27.05.2012
Основные коммуникационные жесты и их происхождение. Значение контекста для толкования жестов. Положение в обществе и богатство жестикуляции. Ладони и передаваемая с их помощью информация. Жесты и сигналы глаз. Возможность подделки языка телодвижений.
реферат , добавлен 21.10.2011
Основные аспекты общения: содержание, цель и средства. Вербальные средства общения: язык, знаковые системы, письменность. Рассмотрение невербального общения как общения при помощи мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты.
презентация , добавлен 28.10.2014
Коммуникативный акт общения. Интонации голоса и особенности лексики. Значение жестов. Роль мимики и пантомимики. Корректировка своих действий, учитывая особенности невербального общения. «Фишки» управленческой деятельности или способы приспособления.
Источник: